Общие подходы к определению франчайзинга
Экономика и бизнес
Реклама
  • Главная
  • Развитие бизнеса
  • Управление персоналом
  • Бухгалтерский учет | Налоги
  • Маркетинг
  • Экология
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Главная
  • Развитие бизнеса
  • Управление персоналом
  • Бухгалтерский учет | Налоги
  • Маркетинг
  • Экология
Нет результата
Посмотреть все результаты
Бизнес и экономика
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Термины и определения

Общие подходы к определению франчайзинга

От Ведущий аналитик
05.06.2023
в Термины и определения
0
Общие подходы к определению франчайзинга
0
Поделились
5
Просмотров
Поделиться в VKПоделиться в ОКTwitter

В первую очередь в рамках данного исследования необходимо раскрыть категориальный аппарат. Термин франшиза переводится с английского franchise. В настоящее время в России существует примерно два перевода и понимания слова franchise: один переводится как франшиза.

Сопоставление франчайзинговых организаций с сетевыми партнерами, бесплатными сетями, кооперативами и т.д., относится к категории партнеров с разной формой собственности. Этот метод перевода совпадает с определением западного маркетинга, и это широко распространенная трактовка [4].

В другом переводе данный термин понимается как франчайзинговая сеть. Считается, что франчайзинговые сети – это организационная форма сетевых партнеров, которые сопоставляются с корпоративными сетями и свободными сетями как три типа сетей.

Хотя разные авторы и страны имеют разные определения франчайзинга, в целом, по мнению В.Н. Белоусова и Ж.Л. Баяновой, данное понятие обладает следующими характеристиками:

  • Во-первых, франчайзинг – это договорные отношения между франчайзи и лицензиатом.
  • Во-вторых, франчайзер разрешает лицензиату использовать свое собственное торговое наименование и/или товарный знак и/или знак обслуживания, бизнес–ноу–хау, коммерческие и технические методы, непрерывную систему и другие права промышленной и/или интеллектуальной собственности.
  • В-третьих, лицензиат или франчайзи инвестирует в свой собственный бизнес и владеет своим собственным бизнесом.
  • В-четвертых, лицензиат или франчайзи обязан выплачивать сборы лицензиару (франчайзеру) [2].

Авторы определяют под франчайзингом форму бизнеса, при которой франчайзи предоставляет свои собственные товарные знаки, фирменные наименования, продукты, патенты, технические секреты, формулы, модели управления бизнесом и другие нематериальные активы лицензиату в форме договора франчайзинга, занимается предпринимательской деятельностью в соответствии с унифицированную бизнес-модель и взимает плату с лицензиата.

Раскрывая правовую природу и режим франчайзинга, П.Е. Мазепов обращает внимание на то, что коммерческий франчайзинг относится к подписанию контракта, в соответствии с которым франчайзер будет иметь право предоставлять другим лицам использование товарных знаков, фирменных наименований, деловых модели и другие бизнес–ресурсы для использования, и франчайзи должен заниматься предпринимательской деятельностью в рамках единой бизнес-системы в соответствии с контрактом и выплачивать операционные сборы франчайзеру [4].

В своей работе С.К. Чиназирова и Е.А. Бюллер под договором франчайзинга понимают контракт, связанный с коммерческой деятельностью предприятия, которое владеет зарегистрированными товарными знаками, корпоративными логотипами, патентами, запатентованными технологиями и т.д. и лицензирует операционные ресурсы, которыми оно владеет, другим операторам (франчайзи) в форме контракта.

Немаловажное значение имеют основные проблемы, выявленные в рамках функционирования франчайзинга:

1) Именно благодаря самой франшизе франчайзи получили полную и строгую систему управления. Однако из-за этого франчайзи трудно изменить эту бизнес–модель, чтобы адаптироваться к различным изменениям на рынке и политике.

Кроме того, из–за различных потребностей потребителей в разных регионах франчайзингу трудно поддерживать постоянное преимущество где бы то ни было.

2) У потребителей частая смена франчайзи вызывает сомнения, что приводит к неясности обязанностей между франчайзером, нынешними и предыдущими франчайзи, а также к взаимному уклонению от ответственности.

3) Франчайзинг может быть сосредоточен только на определенной области, и невозможно добиться стратегических побед на всех рынках [1].

В индустрии франчайзинга существуют совершенно особые отношения сотрудничества между владельцем альянса и франчайзи. Эти отношения очень тонкие, и не являются отношениями между верхним и нижним уровнями.

В одной из моделей франчайзи должен самостоятельно финансировать все расходы на открытие, доверить компании эксплуатацию и управление, а франчайзер должен нести ответственность за надзор и управление.

Штаб-квартира работает от имени неопытных франчайзи, и некоторые из них связаны с методами контроля, принятыми штаб–квартирой для достижения лучшего контроля над партнерами и обеспечения качество операций.

Такой метод управления подходит для тех сфер бизнеса, где управление относительно сложно, таких как общественное питание, красота, ювелирные изделия и другие сферы услуг, а также для некоторых крупных международных сетевых компаний.

Свободная модель управления в основном отражается в том, что, когда франчайзи открывает франчайзинговый партнер, штаб-квартира не слишком вмешивается в его внутреннее управление, и он в основном работает независимо. За своей относительно простой бизнес-модели, штаб-квартира не будет слишком сильно вмешиваться в бизнес-процесс франчайзинговых партнеров. Долгосрочная прибыльность штаб-квартиры в основном достигается за счет распределения товаров по франчайзинговым партнерам и продажи товаров для достижения долгосрочной прибыльности [2].

Франчайзи должен действовать в рамках единой бизнес-модели в соответствии с заключенными договором и оплачивать франчайзинговые сборы франчайзи. О.В. Титова обращает внимание на то, что внутренний договор франчайзинга можно грубо разделить на четыре компонента: введение в контракт, толкование ключевых условий в контракте, основная часть контракта и часть приложения к контракту.

Немаловажное значение имеет положение о том, что коммерческий франчайзинг относится к предпринимательской деятельности предприятия с зарегистрированными товарными знаками, корпоративными логотипами, патентами, запатентованными технологиями и другими операционными ресурсами, которое лицензирует свои операционные ресурсы другим операторам (франчайзи) в форме контракта, а франчайзи проводит операции в рамках единой бизнес-модели в соответствии с контрактом и платит средств за франшизу франчайзи.

Лицензиат оплачивает свои расходы от своего имени и осуществляет свою деятельность как отдельный продавец. Следовательно, он должен соблюдать общие юридические требования для всех бизнесменов, особенно правила о квалификации и социальных, финансовых и коммерческих требованиях. Как независимый предприниматель, лицензиат несет все риски и извлекает выгоду из всей прибыли от своей деятельности.

Лицензиат не является агентом, торговым представителем, сотрудником или партнером лицензиара. Лицензиат не выступает в качестве комиссионера концессионера, и лицензиат не имеет права подписывать договор от имени концессионера, так что последний несет какую–либо ответственность перед третьей стороной, или концессионер несет расходы и принимает на себя какие–либо обязательства [3].

Таким образом, франчайзинг подчеркивает устойчивые отношения между франчайзером и франчайзи. В рамках этих отношений договор представляет собой оплачиваемый акт передачи или предоставления материальных и нематериальных активов, таких как услуги, товарные знаки, знаки обслуживания, дизайн изображений или профессиональные навыки. Субъекты договора франчайзинга применяют свои бренды под руководством материнской компании и фактически участвуют в работе предприятия.

Авторы:

Н.В. Макарова, канд. экон. наук, доцент

Е.А. Гардт, студент, Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)

Библиографический список

  1. Анохин, С. А. Сущность франчайзинга и специфика его правового регулирования в России / С. А. Анохин // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 3. – С. 152-154. – DOI 10.24411/2073-0454-2020-10158. – EDN JGTICD.
  2. Мазепов, П. Е. Совершенствование правового регулирования франчайзинга в условиях цифровой экономики / П. Е. Мазепов // Право и политика. – 2020. – № 3. – С. 40-55. – DOI 10.7256/2454-0706.2020.3.32430. – EDN GOMWZR.
  3. Сенаторов, И. И. Преимущества и недостатки франчайзинга как формы бизнеса / И. И. Сенаторов, А. Н. Кусков // Научные междисциплинарные исследования: Международная научно-практическая конференция, Саратов, 05 мая 2020 года. Том Часть 1. – Саратов: НОО «Цифровая наука», 2020. – С. 168-173. – EDN HONMGA.
  4. Табах, Л. Р. Сравнительный анализ особенностей и правового регулирования международного франчайзинга / Л. Р. Табах // Инновационная наука. – 2020. – № 5. – С. 135-137. – EDN RJHAKA.

Похожие записи:

  1. Развитие персонала как условие роста эффективности организации
  2. Управление кадровой безопасностью
  3. HR и цифровая трансформация: технологии в управлении персоналом
Предыдущая статья

Развитие персонала как условие роста эффективности организации

Следующая статья

Система налогообложения самозанятых в Российской федерации

Ведущий аналитик

Следующая статья
Система налогообложения самозанятых в Российской федерации

Система налогообложения самозанятых в Российской федерации

  • Популярное
  • Комментарии
  • Последнее
Фриланс – что это такое, преимущества и недостатки

Фриланс – что это такое, преимущества и недостатки

26.05.2023
Коммерческие бумаги: понятие, виды, роль в современной экономике

Коммерческие бумаги: понятие, виды, роль в современной экономике

15.01.2023
Что такое агрессивная реклама

Что такое агрессивная реклама

24.01.2023
Японская анимация (аниме) в рекламе

Японская анимация (аниме) в рекламе

08.01.2023
На пути к стартапу

На пути к стартапу

0
Создание идеи

Создание идеи

0
Фундамент для старта

Фундамент для стартапа

0
Оформление бизнес-модели

Оформление бизнес-модели

0
Креативная экономика: проблемы содержания и управления

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

04.05.2024
Управление развитием семейного бизнеса в России

Управление развитием семейного бизнеса в России

04.05.2024
Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

04.05.2024
Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

04.05.2024

Свежие статьи

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

04.05.2024
Управление развитием семейного бизнеса в России

Управление развитием семейного бизнеса в России

04.05.2024
Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

04.05.2024
Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

04.05.2024
Бизнес и экономика

Всегда актуальные статьи по актуальным вопросам!

Категории

  • Аудит | Анализ | Контроль
  • Бухгалтерский учет | Налоги
  • Маркетинг
  • Развитие бизнеса
  • Стартап (курс для начинающих)
  • Термины и определения
  • Управление персоналом
  • Финансы
  • Экология

Свежие статьи

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

04.05.2024
Управление развитием семейного бизнеса в России

Управление развитием семейного бизнеса в России

04.05.2024
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 2022 Экономика и бизнес - информационный портал для предпринимателей.

Нет результата
Посмотреть все результаты

© 2022 Экономика и бизнес - информационный портал для предпринимателей.