Как правило, эффективными менеджерами являются рациональные и спокойные руководители, способные принять решения для выхода из любой кризисной и/или конфликтной ситуации. Однако частыми бывают внутренние процессы, приводящие к конфликтам между сотрудниками, что снижает качество атмосферы на рабочих местах, ухудшает организационную культуру и приводит к неудовлетворенности работой среди персонала организации.
В таких ситуациях, менеджеры обязаны выполнять задачи, связанные с анализом конфликтной ситуации, определить источники негативных эмоций, провести визуализацию альтернативных вариантов и принять окончательное решение с дальнейшим внедрением положительных эмоций внутри команды, чтобы ликвидировать тот негатив, который был.
Проблематика работы связана с увеличением роли эмоционального интеллекта, как инструмента обеспечения кадровой безопасности предприятия, улучшения перспективы реализации человеческого потенциала.
Эмоциональный интеллект руководителя формируется из четырех ключевых компонентов, изображенных на схеме рисунка 1.
Рис. 1. Компоненты формирования эмоционального интеллекта руководителя [4]
Научные исследования влияния эмоционального интеллекта менеджера на эффективность реализации и развития человеческого потенциала трудового коллектива предприятия демонстрируют, что в основном, причиной снижения продуктивности труда у рабочих становятся отрицательные эмоции их руководителя, которые не способствуют свободе, креативности и свободе при подходе к выполнению рабочих задач.
Благодаря сильному развитому эмоциональному интеллекту управляющего формируется стабильное положение каждого сотрудника в команде. Это позволяет обеспечить снижение уровня риска возникновения конфликтов внутри организации, и способствует росту продуктивности и эффективности труда.
Эмоциональный интеллект менеджера проявляется и в процессе развития команды, ведь от этих процессов зависит то, каким будет сотрудник в будущем периоде. Если же, у него будут отложены отрицательные эмоции влияния своего руководителя, то это может стать причиной регресса профессиональных качеств данного сотрудника. Степень удовлетворенности работой среди персонала будет соответственно снижаться.
В современности наблюдается высокий уровень стресса, который приводит к эмоциональному выгоранию сотрудников. Под данным понятием необходимо подразумевать своеобразную реакцию организма человека на длительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении [1].
К основным причинам формирования и проявления проблемы эмоционального выгорания сотрудников в организации относятся следующие процессы и характеристики, которые относятся к самой трудовой деятельности и занятости человека [2; 3]:
- переживание негативных обстоятельств, которые свидетельствуют о низкой эффективности адаптации новых сотрудников на предприятии;
- неудовлетворенность собой и своим социальным положением в трудовом коллективе организации;
- тревога и депрессия, которые могут быть связаны не только с качеством системы управления персоналом на предприятии, но и с личностными обстоятельствами в жизни сотрудников;
- неадекватное реагирование, под которым подразумевается психологический дискомфорт сотрудника в организации;
- расширение сферы экономии эмоций, которая означает то, что сотрудник на предприятии истощается за рабочим местом и в семье/дома не желает получать дополнительные эмоции и личностное общение;
- эмоциональная отстраненность сотрудника от рабочего коллектива, из-за чего проявляется безразличие к работе команды и предприятия;
- личностная отстраненность сотрудника от рабочего коллектива, в рамках которой проявляется антигуманность по отношению к работе.
Для решения проблем, связанных с эмоциональным выгоранием сотрудников предприятий, необходимо развитие эмоционального интеллекта управляющих, что обеспечивает увеличение удовлетворенности работой. С этой целью этого необходимо использовать основные законы управления эмоциями, как [5]:
- Эмоции – это источник информации, предоставляющий сведения о отношениях в трудовом коллективе.
- Не стоит игнорировать эмоции, ибо их сохранение снижает продуктивность и эффективность отношений.
- Используйте эмоции, поскольку их наличие свидетельствует о возможности решения тех или иных задач.
- Не подавляйте эмоции, потому что это приводит к дальнейшему игнорированию и нерациональности в принятии решений.
Также необходимо рекомендовать следующие шаги для развития эмоционального интеллекта руководителя, как [7]:
- Приобретение навыков распознания того, где эмоциональный интеллект имеет важное значение.
- Развитие практики регулирования и контроля эмоций.
- Развитие практики самосознания и навыков определения эмоций у подчиненных.
- Повышение осведомленности о эмоциональном интеллекте сотрудников организации.
Развитые компетенции в структуре эмоционального интеллекта руководителя позволяют на основе самоконтроля, эмоционального самосознания и эмпатии адаптироваться в стрессогенных условиях современного бизнеса, развивать конструктивные стратегии совладеющего поведения [6].
В заключении статьи, можно заключить, что менеджерам важно решение своих внутренних проблем, возникающих из-за стрессовых ситуаций внутри компании.
В современных условиях экономической нестабильности и кризиса – это распространенная практика, когда управляющие организаций неспособны контролировать свои эмоции, причиной чему является недостаточно развитый эмоциональный интеллект. Лишь после решения собственных проблем, менеджер способен установить межличностные связи внутри трудового коллектива и определить, какие факторы или события становятся причиной возникновения таких рабочих стрессов при его работе и работе команды персонала.
Исходя из этого, в современном мире получается, что менеджер лидерского типа – это не тот управляющий, который профессионал в своей области деятельности и обладает важными навыками и знаниями, а тот руководитель, который, в первую очередь, имеет высокий уровень эмоционального интеллекта. Ведь именно с такими качествами менеджер обладает твердостью характера, психологическую устойчивость и способен предоставить эмоциональную помощь и психологическую поддержку своим подчиненным сотрудникам.
Автор
И.В. Рогачёв, студент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Москва)
Библиографический список
- Зябрева В.С., Глухова В.А. Психологическая безопасность профессиональной деятельности: эмоциональное выгорание // Вестник Прикамского социального института. – 2021. – № 3 (90). – С. 117-122.
- Ахметгалиева Э.И. Эмоциональное выгорание сотрудников современной организации: диагностика и профилактика // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2020. – №7. – С. 34-37.
- Белашева И.В., Есаян М.Л., Макадей Л.И. Эмоциональная компетентность и проблема эмоционального выгорания у сотрудников организации // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-4. – С. 329-333.
- Гордеева Е.В., Казак Ю.М. Эмоциональный интеллект и лидерские способности руководителя // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 3-1 (73). – С. 136-139.
- Новиков Н.Н. Инструменты использования эмоционального интеллекта руководителя // Достижения науки и образования. – 2022. – № 1 (81). – С. 110-111.
- Мячина О.В. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс в работе руководителя // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2022. – №07. – С. 64-67.
- Русакова С.В. Значение эмоционального интеллекта для руководителя // Молодой ученый. – 2022. – № 31 (426). – С. 38-41.