История термина PR.
Первое зафиксированное употребление термина Public Relations было обнаружено в 1897 году в ежегодной сводке новостей железнодорожной отрасли «Yearbook of Railway Literature» Sir Harry Perry Robinson [1]. В анонсе издания было указано, что задача издателей «Ежегодника железнодорожной литературы» состоит в том, чтобы приводить в постоянную форму все статьи и обращения железных дорог, с целью связи с общественностью, появляющиеся или доставляемые в течение года, которые, по-видимому, имеют непреходящую ценность.
В статье «Решение по делу трансМиссури» («Decision in the trans-Missouri case») из первого издания приводится пример корпоративного сговора двух компаний и указывается предположительный вред, который такое поведение наносит общественным интересам. В данной статье ставится задача показать различия между частными и публичными компаниями, а также дать определение публичной компании, которая функционирует ради вознаграждения и все же связана с интересами общественности, что выдает публичный характер ее деятельности.
Современные толкования понятия PR.
Авторы представляют различные толкования понятия PR («паблик рилейшнз»), которые объединяет идея использования данного инструмента для построения гармоничных и доверительных отношений между компанией и общественностью. Как теоретики, так и практики придерживаются мнения, что PR является наукой и искусством формирования общественного мнения в желаемом направлении, а также установления взаимопонимания и доброжелательности между людьми, организациями и общественностью [2].
Эраст Галумов в своем учебнике «Основы PR» [3] проанализировал множество определений данного феномена и привел определения следующих авторов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сущность PR в определении ученых
Персоналии | Сущность определения |
Эдвард Бернайз | PR – это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или действия, а также на гармонизацию деятельности организации и интересов общественности и наоборот |
М.Е. Трейгер | PR – установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности |
Дэн Форрестол и Роберт Диленшнайдер | PR – это использование информации для влияния на общественное мнение |
А.И. Чумиков | PR – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта |
В.А. Моисеев | PR – это такая разновидность социально-психологического менеджмента, в котором на основе точной и полной информации, полученной в результате тенденций политического, социально-экономического развития (страны, региона или отдельных отраслей, предприятий) и соблюдения общепризнанных этических норм и общественных интересов планомерно и непрерывно осуществляется комплекс мероприятий по достижению обоюдного доверия, гармоничных и взаимовыгодных отношений между фирмой (организацией) и обществом (его отдельными группами), между ними и властью |
В.П. Королько | Это специальная система управления информацией (в том числе социальной), если под управлением понимать процесс создания информационных поводов, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения |
В настоящее время PR-деятельность является неотъемлемой составляющей любой организации. Это обусловлено острой отраслевой конкурентной борьбой между компаниями в своих сегментах рынка.
Цели, функции и задачи PR в коммерческой деятельности.
В коммерческой сфере деятельность в области Public Relations направлена на решение определенных задач, которые соответствуют общим целям коммуникационной стратегии компании. Главная задача коммуникационной деятельности заключается в том, чтобы организация устанавливала благожелательные, слаженные и эффективные отношения с общественностью, направленные на формирование положительного имиджа и безупречной репутации, которые будут способствовать влиянию и формированию общественного мнения [4].
Организациям на конкурентных рынках важно популяризовать свою продукцию или услуги, выделять свои конкурентные преимущества и доводить их до потенциальных клиентов, партнеров, сотрудников компании, СМИ и общественности.
Основной целью PR, как коммуникативной деятельности организации с общественностью, является создание положительного имиджа компании, что обеспечивает конкурентное преимущество перед другими организациями. Это обуславливается тем, что потребители предпочитают приобретать товары или услуги у известных компаний, сформировавших хорошую репутацию и поддерживающих ее реально эффективной PR-деятельностью.
PR-деятельность включает в себя планирование, организацию и проведение мероприятий для привлечения внимания к компании, представление информации о ее деятельности, поддержание имиджа и, как следствие, укрепление на рынке.
Кроме того, PR-деятельность организации позволяет:
- создать позитивное отношение к производимым товарам и предоставляемым услугам;
- оптимизировать внешнюю политику организации, то есть обеспечить эффективное взаимодействие с потребителями, партнерами, государственными структурами;
- привлекать и удерживать высококвалифицированных и ценных сотрудников;
- повысить узнаваемость бренда организации и тем самым способствовать росту продаж товаров и услуг.
Таким образом, эффективная PR-деятельность организации позволяет повышать устойчивость этой организации и конкурентоспособность.
В развитии современной формы PR-деятельности выделяют три основных этапа эволюции.
- На первом этапе (начало-середина ХХ века) PR-деятельность преимущественно была политической.
Первая PR-компания была создана в 1900 году, которая осуществляла связь с прессой. Отцом PR-акций «под ключ», как самостоятельной отрасли бизнеса, считается Айви Ледбеттер Ли (англ. Ivy Ledbetter Lee), который работал репортером в газете «World» в Нью-Йорке. В 1905 году вместе с Джорджем Паркером, вместе с которым он работал во время избирательных кампаний, Айви Ледбеттер Ли создал собственное PR-агентство «Паркер и Ли». Его задачей являлось предоставление общественности и прессе ценной информации от имени общественных институтов и деловых кругов. В 1923 году в университете Нью-Йорка был прочитан первый курс по практике и этики PR. К началу 1930-х годов в США сложилась самостоятельная функция PR, которая позволяла крупным компаниям привлекать внимание к их деятельности и достижениям, укрепляя тем самым свой имидж среди общественности.
- Второй этап (в период 1950 г. – 1980 г.) развитие PR-деятельности обуславливается жесткой конкуренцией между предприятиями после окончания Второй мировой войны. Крупные компании начали уделять особое внимание связям с общественностью, так как осознавали необходимость создания доброжелательного отношения общества, сформировать положительный образ и открыто показывать результаты деятельности своей организации. В 1970-х годах дисциплина PR стало обязательной в университетах и колледжах США, Европы и Азии. Развивающаяся в Европе PR-деятельность находилась под сильным влиянием американских подходов.
- Начиная с 1990 года и по настоящее время развитие PR перешло на новый этап. Это было связано влиянием процессов глобализации и информатизации на экономику. Знания в области PR были направлены на изучение общественного мнения, прогнозирование тенденций на основе социально-психологических исследований, создание фирменного стиля, установление социальной ответственности организаций, создание достойного имиджа и повышение популярности компаний.
На текущий момент PR-деятельность является неотъемлемой частью маркетинговых стратегий и помогает повышать узнаваемость бренда, создавать положительную репутацию и продвигать товары и услуги на рынке.
Виды PR-деятельности
В зависимости от направленности и целей организации используют различные виды PR-деятельности:
- медиакоммуникации. Данный вид PR-деятельности включает взаимодействие с культурной индустрией (продюсерские агентства в сфере кино, шоу-бизнеса, телепроизводства, компании, создающие аудиовизуальный контент), проведение различных интервью, публикации статей, репортажи в средствах массовых коммуникаций (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ и другие);
- социальные сети. В настоящее время большое количество компаний активно ведут социальные сети, сотрудничают с популярными блогерами (инфлюэнсерами) с целью донести до целевой аудитории информацию о своей деятельности;
- события. Компании организовывают различные публичные мероприятия и встречи со своей целевой аудиторией, что способствует продвижению своей организации;
- отношения с общественностью. Организации поддерживают социальные проекты, участвуют в благотворительности;
- кризисный PR. В ходе него компании поддерживают связь во время репутационных кризисов и других негативных событий;
- корпоративный (внутренний) PR. Его задачей является формирование коллектива, полностью адекватного тактическим и стратегическим задачам хозяйствующего субъекта [5].
Также существует другая классификация PR-деятельности организаций:
- белый PR основан на информационной открытости, распространении достоверной информации о организации и впоследствии создание правдивого имиджа в глазах общественности;
- черный PR представляет собой распространение негативной и недостоверной информации о конкурентах с целью снижения их репутации и имиджа;
- желтый PR основан на сенсациях, скандалах, работе фотожурналистов, специализирующихся на съёмке звёзд шоу-бизнеса и знаменитостей в неформальной обстановке (папарацци);
- вирусный PR основан на том, что люди делятся информацией со знакомыми, друзьями, семьей. Тем самым информация об организации распространяется среди большого числа людей, создавая при этом информационный шум вокруг него и привлекая внимание;
- скрытый PR. Его цель заключается не в прямой рекламе продукта или какой-либо услуги, а в продвижении, когда информация о продукте или услуге доносится до целевого потребителя в ненавязчивой форме так, что потребители даже не подозревают о том, что стали объектом рекламного воздействия. Таким образом, скрытый маркетинг представляет комплекс мер, направленных на управление восприятием продвигаемого продукта целевой аудиторией [6].
Таким образом, организации могут осуществлять различные виды PR-деятельности в зависимости от конкретных целей, задач и текущих обстоятельств.
Если задуматься над вопросом о том, какими принципами должны руководствоваться все действия в области PR, то специалисты, как теоретики, так и практики, сходятся во мнении: это – правда (отвечая на вопрос: «что должно говориться»), диалог (отвечая на вопрос: «каким образом должно говориться») и общественный интерес (отвечая на вопрос: «по поводу чего должно говориться») [7].
Ключевые принципы PR-деятельности организации
Выделяют несколько ключевых принципов PR-деятельности организации:
- честность и прозрачность. Для того чтобы обеспечить доверие и уважение к организации со стороны клиентов и партнеров, компании должны предоставлять честную, откровенную и прозрачную информацию;
- правдивость и актуальность. Предоставление правдивой и актуальной информации организацией позволяет общественности быть осведомленными о функционировании компании;
- обеспечение взаимной пользы организации и общественности. PR-деятельность организации должна быть выгодной не только для самой компании, но и для как действующих, так и потенциальных клиентов. Потребители должны получать подлинную информацию, которая реально описывает деятельность компании, ее товары и предоставляемые услуги;
- уважение индивидуальности, клиентоориентированность. Осуществляя PR-деятельность, организация должна понимать, что в первую очередь коммуницирует с людьми, поэтому важно ориентироваться на их потребности.
Функции PR-деятельности
К функциям PR-деятельность организации можно отнести:
- достижение взаимовыгодных отношений между организацией и общественными группами [2];
- контроль мнения и поведения общественности об организации путем анализа отзывов и реакций аудитории на деятельность компании;
- построение стратегии продвижения бренда организации путем разработки и проведением различных рекламных кампаний;
- установление внутренних коммуникаций в организации путем создания у сотрудников чувства ответственности и заинтересованности в результатах;
- установление взаимосвязи с общественностью через СМИ, социальные сети, различные акции;
- создание имиджа организации и сохранение ее репутации;
- быстрое реагирование организации на общественные события, в том числе на нежелательные, и кризисные ситуации.
Концепция PR заключается в проявлении развитой культуры предпринимательства, стиля и имиджа компании, построенной на взаимоотношениях руководства организации, как с сотрудниками, так и с обществом.
Заключение. Таким образом, PR-деятельность направлена на достижение цели гармонизации отношений с общественностью путем выстраивания двусторонней коммуникации в форме диалога с ней.
За счет успешной реализации PR-деятельности, эффективного взаимодействия с общественностью предприятия способны получать максимально возможные результаты своей коммерческой деятельности.
Автор
К.А. Майорова, студент; Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)
Библиографический список
- Harry Perry Robinson, «The Year Book of Railway Literature», Vol. 1, 1897. Publisher: the Railway age, Chicago, 1897. – 427 p.
- Савченко, Е.А. PR и PR-технологии: сущность, цели, задачи, функции / Е.А. Савченко, Т.П. Макарова // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – №3. – С. 178-180.
- Галумов, Э.А. Основы PR: учебник. – М.: Летопись ХХI, 2004. – 407 с.
- Чумиков, А.Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М.: Инфра-М., 2012. – 132 с.
- Тарасова, Е.Е. Модели PR-деятельности хозяйствующих субъектов / Е.Е. Тарасова, Л.В. Коптелова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2014. – № 2 (50). – С. 13-20.
- Климонова, В.Ю. Интернет-реклама как инструмент увеличения продаж / В.Ю. Климонова, О.Н. Горбунова, Ю.И. Горбунова // Экономика. Инновации. Управление качеством. – 2014. – № 3(8). – С. 9-11.
- Алхазова, М.Х. Три принципа и три измерения PR-деятельности правда, диалог и общественный интерес / М.Х. Алхазова, Л.Б. Эздекова // Synergy of Science. – 2020. – № 46. – С. 108-125.