На современном этапе развития российского права такое понятие как «искусственный интеллект» (ИИ) встречается всё чаще и чаще. Страны активно внедряют ИИ в своё законодательство. Правовое регулирование ИИ требует определение некоторых понятий. Искусственный интеллект – свойство интеллектуальных систем робота выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека [1].
Исследование правового регулирования ИИ и робототехники началось в 1970-х гг. в США: там действовало более 100 университетских образовательных программ, включавших учебные курсы по ИИ [4]. Затем, в 1990-е гг., интерес к этой сфере распространился и на ряд других зарубежных стран. Тогда и были приняты первые нормативные документы, регулирующие вопросы использования ИИ. С 2015 г. проблематика ИИ и робототехники стала признанной проблемой в большинстве стран мира и в интеграционных объединениях, выйдя на наднациональный уровень. В нашей стране эти вопросы находятся еще в самой начальной стадии регулирования, а потому требуют обстоятельного, системного и комплексного изучения [5].
В сфере налогообложения ИИ уже используют в качестве инструмента для точности, эффективности и быстроты обращения с большим количеством данных.
Так, по мнению Филипповой И.А., ИИ используют для: обработки налоговых уведомлений, когда робот берёт информацию со сканированных фотографий и вносит в базу данных; высчитывания остатка по налоговой базе, т.е., прогнозирование по остаткам на счетах, а также произведение внесение корректировок, по средствам вычетов; мгновенной оплаты налогов (например, налог на прибыль, налог на транспорт и т.д.); создания чат-ботов, которые, обладая базой, смогут проконсультировать и помочь произвести определённые базовые налоговые действия [2].
Уже сейчас legaltech-компании разрабатывают и внедряют технологии, которые решают точечные задачи. Например, ИИ может анализировать и систематизировать налоговые обязательства, связанные с оплатой труда. Есть примеры проектов, которые на основе документов и данных выделяют расходы, учитываемые для целей налогообложения. Развиваются и так называемые предиктивные технологии, позволяющие оценить конкретное судебное дело, сравнить его с массивом судебной практики, дать оценку вероятности его положительного разрешения в суде и даже объяснить, чем такая оценка обусловлена [7].
Огромные массивы информации – проблема не только для бизнеса, но и для законодательных органов. Например, одна только российская Дума прошлого созыва рассмотрела 6012 законопроектов и приняла 1817 законов. Каждый такой документ – это комплекс норм, который устанавливает новые правила, изменяет или отменяет уже существующий порядок вещей. Нормативные акты входят в единую систему, содержат перекрестные ссылки, а это означает, что требуется редактировать связанные законы, указы, постановления, инструкции и решения на всех уровнях власти. В будущем такие задачи смогут решать с помощью ИИ: роботы будут отслеживать версии документов при межведомственном согласовании, автоматически добавлять во множество подзаконных актов ссылки на новые правила; искать разъяснения Конституционного суда, связанные с текстом того или иного закона. В перспективе роботы даже смогут находить те области, которые еще не регулируются законодательством, и помогать формировать законодательную базу на простом языке, исключающем двойные трактовки [8].
По мнению экспертов развитие ИИ может, заменяя «живую» рабочую силу негативно сказаться на безработице. Консалтинговые фирмы, подсчитали, какой процент оплачиваемых часов юристов смогут заменить роботы. По одним оценкам – это всего 13%, по другим – это 23% от оплачиваемых часов. Если же говорить в целом о рынке труда, то по данным McKinsey 30% профессий будут автоматизированы уже к 2030 году, что оставит 14% населения во всем мире без работы. Такие прогнозы провоцируют и разговоры про разные фискальные меры, которые предотвратят повсеместное увольнение людей и замену их роботами. Так, многие эксперты считают, что в России в том или ином виде будет введен налог на технологии искусственного интеллекта. Собранные средства будут использоваться для того, чтобы обучить и перепрофилировать уволенных работников. Будет ли эффект от внедрения ИИ таким драматичным, что потребует экономических и фискальных мер, покажет лишь время. Вероятнее всего развитие робототехники не оставит людей без работы, а лишь потребует частичного перепрофилирования, ведь появятся новые сферы, остро нуждающиеся в специалистах – например, профессионалы в сфере создания и управления ИИ. Этим и должно заниматься в первую очередь государство – создавать возможности для обучения профессионалов нового уровня и мышления.
Если же говорить о фискальной нагрузке на ИИ, то пока наше государство заинтересовано в том, чтобы ИИ развивался, и даже создает налоговые преференции для компаний в области информационных технологий – так, в рамках налогового маневра для IT-компаний налог на прибыль для них был снижен государством до 3%, а страховые взносы до 7,6% [7].
Правительство РФ поддерживает развитие ИИ и считает, что это то, с чем будет иметь дело Россия в ближайшем будущем [3]. Мишустин М.В. считает, что в обозримом будущем часть функций налогового администрирования вообще будет передана ИИ: «Искусственный интеллект – это то, с чем мы в ближайшее время будем иметь дело…». ИИ уже применяется в личном кабинете налогоплательщика: запущен бот-чат, который помогает налогоплательщикам.
Для нивелирования негативных последствий ИИ, необходим правовой контроль за создателями, производителями, владельцами, пользователями, арендаторами юнитов ИИ, наносящих ущерб людям и имуществу, а также за теми лицами и организациями, которые наносят ущерб юнитам ИИ. Развитие ИИ быть под четким и строгим правовым контролем, действия юнитов ИИ необходимо совместить с ответственностью, подотчетностью, а в соответствующих ситуациях – с немедленной прекращаемостью [6]. Поэтому человечеству, идущему вперед, следует адекватно представлять возможные пути, темпы и последствия этого движения и уметь вовремя остановиться.
Авторы
С.Е. Козырева, студент; Н.В. Яковлева, канд. экон. наук, доцент; Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)
Библиографический список
- Аверкин А.Н., Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. – М.: Радио и связь. – 1992. – 256 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raai.org/library/tolk/aivoc.html .
- Филиппова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. – Н. Новгород.: Нижегородский университет. – 2020. – С. 63. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.unn.ru/students/src/Prav_reg_I_I.pdf .
- Федеральная налоговая служба // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7084090/ .
- Хант Э. Искусственный интеллект: пер. с англ. – М.: Мир. – 1978. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sheba.spb.ru/delo/isk-intel-1978.htm .
- Морхат П. М. Право и искусственный интеллект. – С. 11 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2018/03/Morkhat_PM_Artificial_Intelligence_Legal_View-2017.pdf .
- Кашкин С.Ю. Искусственный интеллект и робототехника: возможность вторжения в права человека и правовое регулирование этих процессов в ЕС и мире // Lex Russica. – 2019. – №7 (152).
- Никонова М. Искусственный интеллект и налоги// Закон.ру. – 2020. [Электронный ресурс]: https://zakon.ru/blog/2020/7/31/iskusstvennyj_intellekt .
- Дмитрий Шушкин, Forbes Contributor // Робот и закон. Как искусственный интеллект помогает бизнесу соответствовать требованиям регуляторов, 2017. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/ .