Рассмотрим экономические инструменты «сохранения и устойчивого использования» биоразнообразия, применяемые во всем мире, и проанализируем перспективы их развития в Российской Федерации.
Операционные лицензии, концессии и разрешения на самом деле не являются экономическими инструментами, но в этих случаях имеет дело наличие инструментов прямого регулирования, административных требований для осуществления определенной деятельности. Эти инструменты прямого регулирования являются условиями эксплуатации природных ресурсов, регламентированным экологическим законодательством.
Экономические инструменты являются косвенными, когда положения нормативных актов направлены на то, чтобы вызвать изменения в поведении тех, кто своей деятельностью может вызвать нежелательные последствиями для окружающей среды.
В соответствии с экономической теорией рыночные инструменты — это те, которые основаны на законе спроса и предложения, и которые стремятся к тому, чтобы затраты на предотвращение и контроль загрязнения помогали принимать лучшие инвестиционные решения. Одним из финансовых инструментов могут быть: оборотные сертификаты выбросов, системы возмещения депозитов и система платежей за экологические услуги.
В эту группу включают и экологические облигации, которые в соответствии со своей природой, имеют определенные особенности и также все чаще используются в экологических целях.
Таким образом, классификация экономических инструментов выглядит следующим образом:
- налоговые (фискальные) инструменты: налоги и сборы;
- финансовые инструменты: фонды, трасты, поручительства, вклады, страхование, покрывающее ущерб окружающеи среде, льготные кредиты и другие виды государственнои помощи (не фискальнои по своему характеру);
- рыночные инструменты: системы возмещения депозитов, оборотные сертификаты на выбросы и программы оплаты экологических услуг, финансируемые частным сектором.
Все более широко используемый экономические инструменты в виде государственной помощи (субсидии) или в виде оплаты экологических услуг модернизируются.
Хотя в настоящее время во многих странах они разрабатываются с помощью государственных программ, существует возможность их разработки таким образом, чтобы они финансировались частным сектором, который основывался бы на принципе «потребитель платит» и это позволит избежать новых общественных трат для окружающей среды.
С другой стороны, существует некоторая путаница в отношении экономических штрафов и санкций, а также экологических льгот, разрешений и лицензий. Есть те авторы, кто считает, что все они являются экономическими инструментами, другие выступают с противоположной позиции.
В случае экономических штрафов и санкций в целом они являются корректирующими инструментами, которые применяются, когда меры по предотвращению и контролю по какой-то причине не сработали. Необходимо помнить, что одной из важных целей реализации эколого-правовых норм является предотвращение загрязнения. Хорошо известно, что в отношении окружающей среды корректирующие действия особенно неэффективны, поскольку после нанесения ущерба окружающей среде восстановление становится сложным, дорогостоящим, а иногда (как в случае потери видов) невозможным.
По сути, экономические инструменты направлены на предотвращение и контроль загрязнения, чтобы оно не происходило и не создавались внешние обязательства.
Кроме того, в большинстве случаев экономические инструменты основаны на принципе «загрязнитель платит», который является превентивным. Конечно, эколого-правовые нормы направлены на устранение ущерба в случае его возникновения, а также штрафами и экономическими санкциями, которые играют необходимую роль в предотвращении загрязнения окружающей среды. Однако эти механизмы, которые вступают в действие апостериорно, то есть, когда ущерб уже нанесен, не отвечают требованиям экономического инструмента и не разделяют его философию или правила его работы.