Для решения актуальных задач цифровизации городов в Российской Федерации принят ряд национальных программ и проектов разного уровня, в рамках реализации которых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработаны методики для количественной оценки эффективности проводимых мероприятий, направленных на изменения в городской среде и повышения ее качества [1]. В качестве основной методики, разработанной органами государственной власти, выступает индекс качества городской среды, позволяющий муниципальным образованиям определить свои приоритеты и оценить полноту достижения целевых ориентиров различных проектов развития территории по итогам года.
При расчете данного индекса учитываются показатели, отражающие доступность транспорта, экологическую обстановку, состояние жилой и коммерческой инфраструктуры, уровень безопасности и др. [2].
Каждый показатель имеет свой вес, который определяет его важность при оценке качества городской среды, где более высокое значение указывает на эффективность мер городского планирования и управления городским хозяйством. Расчет индекса города осуществляется на основании значений 36 индикаторов, которые определяются после оценки шести типов городских пространств в соответствии с шестью критериями качества городов, разделенных по размерному и климатическому критериям для корректной оценки и корректного сравнения индексов [2].
Методика расчета индекса качества городов может быть использована для оценки и сравнения качества жизни в различных городах. Однако следует учитывать, что оценка качества городской среды может быть субъективной и зависит от множества факторов. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 510-р от 23.03.2019 г. «Об утверждении методики формирования индекса городской среды» (далее по тексту – Распоряжение), расчет индекса города и индекс субъекта Российской Федерации включает ряд этапов и требований. Их анализ позволит выявить положительные и отрицательные стороны предложенной методики, а также сформулировать направления совершенствования инструментов мониторинга.
Первый подход заключается в том, что значения индикаторов рассчитываются ежегодно на основе данных предшествующего периода и состояния на 1 января года расчета значений индикаторов. Это означает, что для определения значений индикаторов в конкретном году используются данные, собранные и анализируемые за предыдущий период до начала текущего года. Подобный подход позволяет получить актуальные данные для оценки и сравнения различных показателей качества жизни и уровня развития городов, оценить эффективность принятых мер и программ, а также выявить проблемные области и определить приоритеты для улучшения городской среды. Следует отметить, что данные для расчета индикаторов могут варьироваться в зависимости от доступности и надежности статистической информации в каждом конкретном городе, поскольку сбор и анализ данных о различных аспектах городской жизни требуют сотрудничества различных организаций и доступа к источникам информации. К источникам информации относятся:
- Фактические источники: статистические базы данных федерального, регионального и муниципального уровня, результаты опроса представителей муниципальных органов власти, данные, аккумулируемые государственными информационными системами, новостные источники, веб-порталы, региональные (муниципальные) порталы открытых данных.
- Потенциальные источники, данные которых можно использовать при условии нормативно-правового определения их статуса и формирования условий для автоматизированного сбора, обработки и анализа данных: данные операторов сотовой связи и сети Интернет, данные владельцев цифровых сервисов, провайдеров и продавцов, социальные сети, различный контент в сети Интернет (цифровой след).
Выделим причины, по которым данные для расчета индикаторов индекса городов могут варьироваться в зависимости от доступности и надежности статистической информации в каждом конкретном городе, что может приводить к разнообразию результатов и потенциальному искажению итогового индекса:
- В разных городах могут быть использованы различные методы сбора информации: мониторинг в некоторых городах может основываться на официальной статистике, в других – на опросах населения или на других источниках данных, что может привести к различным результатам и по-разному влиять на значение итогового индекса.
- Разнообразие источников данных: например, в одном городе может быть более развитая система сбора статистики, чем в другом, что может повлиять на качество и точность данных.
- Некоторые города могут иметь доступ к более широкой базе статистической информации, что определяется открытостью властей или наличием развитой системы отчетности. В то же время в других городах могут иметь место ограничения для получения доступа к статистическим данным, что ограничит возможности получения объективной оценки.
- Различия в уровне надежности данных, что обусловлено спецификой регламентов сбора и проверки информации, а также трудностями интерпретации информации.
Важным элементом методики расчета индекса выступает требование о том, что «информация, используемая для расчета индикаторов, должна быть актуальной, постоянно обновляемой, достоверной и верифицируемой» [2]. Безусловно, такая информация отражает текущее состояние городов, что обеспечивает получение точных и релевантных данных о различных аспектах городской жизни. Кроме этого, регулярно обновляемая информация для отражения изменений и тенденции в городской среде позволяет отслеживать изменения в городской жизни и оценивать эффективность различных мер управляющего воздействия. Согласно Распоряжению, информация является достоверной, если она основывается на проверенных данных и источниках в целях недопущения некорректных или искаженных результатов.
Другим признаком информации выступает ее верифицируемость, что свидетельствует об открытости и прозрачности процесса сбора и анализа данных, позволяющих исследователям проверить результат и провести собственный анализ. Однако, есть и некоторые отрицательные стороны данного подхода. Так, в некоторых случаях создаются трудности получения данных, что особенно важно для муниципальных образований, где информация может быть ограниченной или недоступной. Это может привести к неточности или неполноте полученных результатов. Кроме этого, в некоторых случаях данные могут быть ошибочными или неполными, что становится причиной искажения выводов. Последнее может быть связано с тем, что оценки основываются на мнениях и опросах, характеризующихся субъективностью. Если индикаторы, которые используются для расчета индекса городов, носят субъективный характер или зависят от выбора определенных параметров, то могут возникнуть различия в интерпретации результатов. В ряде случаев информация не учитывает локальные культурные, социальные, экономические или географические условия, которые могут оказывать влияние на результаты.
Таким образом, формирование индекса города является достаточно сложным и многогранным процессом, требующим учета различных факторов и подходов.
Автор
Н.Т. Алибаева, магистрант; Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)
Библиографический список
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/ (дата обращения: 20.09.2023.
- Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72104984/ (дата обращения: 20.09.2023).