Стресс – это психологическое и физическое состояние организма, в момент высоких требований и нагрузок, и недостаточности внутренних ресурсов. В течении продолжительного периода времени понятие стресса изменялось. Изначально под стрессом подразумевали давление со стороны окружающего мира, позже как внутреннее напряжение человека. В современном мире стресс воспринимается как взаимодействие между человеком и ситуацией.
Термин «стресс» введен в медицинскую литературу в 1936 г. Ханс Селье. Согласно его теории, «стресс является неспецифическим ответом организма на предъявленное ему требование».
Наблюдающийся при стрессе клинический синдром – общий адаптационный синдром, может иметь три стадии развития:
- Стадия тревоги – это первая фаза стрессового процесса, во время которой организм признает существование внешней угрозы и принимает решение «бежать или бороться». Такая реакция заложена в организме с самого начала существования вида. На данной стадии появляются первые симптомы: учащенное дыхание и сердцебиение, повышенное артериальное давление, комок в горле или желудке, беспокойство, тревога. Эти реакции вызываются выделением адреналина, время действия которого составляет несколько минут и функция которого состоит в том, чтобы подготовить организм к быстрым действиям.
- Стадия сопротивления – при продолжении влияния стрессовых факторов адаптационная реакция организма вызывает запуск процесса сопротивления. Таким образом, этот этап, продлевающий первую фазу, позволит уберечь организм от истощения, компенсируя затраты энергии, связанные со стрессом. В организме выделяются гормоны, называемые глюкокортикоидами, что позволяет повысить уровень сахара в крови, необходимого организму, сердцу, мозгу и мышцам. Если стрессовая ситуация сохраняется, организм адаптируется с постоянным усилием сопротивления и остается в состоянии активации.
- На этой последней фазе стресс присутствует уже некоторое время. Способность организма сопротивляться утрачена, потому что запасы энергии для адаптации исчерпаны. Известная как перегрузка, выгорание, усталость надпочечников или дисфункция, это стадия, на которой уровень стресса повышается и остается высоким.
Стресс также может иметь и положительную сторону, ведь исторически стресс был нашим другом. Он действовал как защитный механизм, который предупреждал об опасности; естественная реакция, которая подсказывала, когда нужно бежать. Эта реакция теперь называется реакцией «сражайся или беги» или «реакцией на стресс». Когда наши эволюционные предки увидели саблезубую кошку и убежали от нее, стресс спас им жизнь.
Стресс остается частью эволюционного двигателя из-за его полезности для выживания. При правильном использовании стресс повышает осведомленность и улучшает физическую работоспособность в короткие сроки. Иногда стрессовая ситуация может помочь выявить в человеке полезные качества, придумать инновационный подход к решению проблемы.
Разберем основные симптомы, которые могут подсказать менеджеру, что сотрудник испытывает стресс на рабочем месте, разбив их на три категории:
1) Психологические – депрессия, фрустрация, забывчивость, раздражительность, тревога, гнев, агрессия.
2) Физиологические – головные боли, хроническая усталость, мышечные боли, учащенное сердцебиение, тошнота, нарушение сна.
3) Поведенческие – ухудшение производительности труда, увеличение количества ошибок, прогулы, уклонение от рабочих обязанностей, опоздания или ранний уход, чрезмерное курение и употребление алкоголя.
Большое влияние на появление стресса оказывают ситуации, связанные с организационными и конфликтными моментами на работе, такие как: перегрузка работой, сверхурочные часы, недостаток отдыха, низкий уровень координации и разногласия между сотрудниками, недостаток автономии, отсутствие уважения и признания, отсутствие «белой» зарплаты, страх потерять работу.
Для предупреждения негативного влияния стресса на сотрудников, необходимо уменьшать возможность возникновения конфликтных ситуаций (инвестиции в инфраструктуру и координацию между отделами, создание благоприятной рабочей среды) и развивать навыки, способствующие повысить стрессоустойчивость (многозадачность, умение быстро принимать решения, способность организовывать рабочее время).
Управление процессами стрессоустойчивости требует вмешательства на организационном уровне. Руководству организации необходимо на постоянной основе разрабатывать различные мероприятия для сплочения коллектива, развивать внутреннюю культуру и корпоративные ценности.
Действия руководства, направленные на увеличение стрессоустойчивости сотрудников, могут быть как структурные, в виде изменения графика работы или штатного расписания, так и психологические, в виде контроля за рабочим процессом или социальной поддержки. Следующие принципы позволят удерживать акцент проводимых мероприятий не на отдельных сотрудниках, а на организации в целом:
- возможность профессионального и личностного развития;
- возможность самостоятельного планирования рабочего времени;
- возможность разработки и предложения инновационных идей;
- контроль за физическим и психологическим напряжением;
- разнообразие рабочего процесса.
Стратегия оценки и снижения рисков возникновения стресса, на основе анализа организационного и социального контекста, подразумевает защитные меры для контроля и уменьшения последствий и включает в себя шесть этапов:
1) Выявление причины.
Необходимо проанализировать рабочие процессы и условия труда каждого отдела организации, выявить причину возникновения стресса у сотрудников и дать оценку степени его воздействия.
2) Сбор данных.
На данном этапе собираются данные всех стрессовых ситуаций, конфликтов и всевозможных проблем в рабочем процессе, связанных с психологическими, физиологическими или поведенческими факторами.
3) Определение значимости.
Следующим шагом в стратегии является выявление возможных факторов риска, как единичных, так и групповых, изучение взаимосвязи стрессоров и последствий и определить их значимость.
4) Описание взаимосвязей.
Важным этапом является анализ воздействия стрессоров на персонал и описание взаимосвязей между причинами и последствиями.
5) Анализ управленческого и социального контроля.
Руководителям следует проанализировать работу отдела управления, а также оценить проводимый контроль социального фактора в организации, в частности контроль факторов стресса, и оценить существующие процессы.
6) Разработать рекомендации.
Заключительным этапом является разработка рекомендаций по изменениям в структуре организации и проведению мероприятий, для снижения уровня стресса и поддержки сотрудников.
Организационные методы для повышения уровня стрессоустойчивости персонала, а также уменьшения конфликтных ситуаций, улучшения координации между отделами и усиления поддержки, успешно используются в крупных организациях.
Результаты мероприятий, основанных на данных методах, показали, что:
- персонал, который прошел курс повышения навыков принятия решений в экстренных ситуациях, сообщал об улучшении способности справляться со стрессовыми ситуациями;
- отделы, в которых руководителям предоставили возможность пройти обучение по планированию рабочего времени, а также по развитию координации между сотрудниками, показали высокий уровень эффективности, в таких отделах улучшился внутренний климат и отношения между руководителями и подчиненными;
- у персонала, которого обучили навыкам управления стрессом, а также контролю рабочего времени, выявили снижение уровня гормонов стресса в организме;
- сотрудники, обученные навыкам вербального и невербального общения и эмпатии, продемонстрировали сокращение числа увольнений и отпусков по болезни;
- физически неактивные сотрудники, прошедшие обучение по управлению стрессом, улучшили свои способности справляться со стрессом, а те, кто занимался аэробикой, улучшили самочувствие и уменьшили жалобы на мышечные боли.
Уровень развития коллектива, сложившиеся взаимоотношения, нормы и традиции в организации необходимо учитывать при выборе стиля руководства, ведь от этого будет зависеть успех управления стрессоустойчивости.
Нельзя рассматривать стресс как негативное качество конкретного сотрудника. Такую реакция организма как стресс следует воспринимать как дополнительную информацию, которая позволит глубже проанализировать процессы, связанные с организационными факторами.
Необходимо развивать культуру открытости и понимания, а также систему выявления проблем и своевременного реагирования, для предотвращения негативных последствий, связанных с увеличением уровня стресса у персонала.
Также необходимо оценить проведенные вмешательства, чтобы можно было оценить их эффективность. Два показателя, которые обеспечивают всесторонний анализ стресса на работе и широко используются в организациях – это вопросник по содержанию работы, который включает показатели предикторов стресса на работе и индикатор профессионального стресса.