Развитие экономики современности в условиях волатильной макроэкономической среды обеспечивается посредством комплексного вовлечения в производственный процесс факторов интенсивного, экстенсивного и инновационного порядка. В условиях постиндустриальной экономики, несомненно, преобладают качественные факторы, обеспечивающие расширенное воспроизводство [1].
Экономический рост и экономическое развитие являются основополагающими понятиями экономической теории и отнюдь не синонимичными. Впервые понятия «экономический рост» и «экономическое развитие» были отделены друг от друга в 1911 году в трудах Й. Шумпетера. Он утверждал: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете, железной дороги у вас при этом не получится» [3].
Идеи Й. Шумпетера основываются на констатации перманентных «изменений исторических условий, неповторимости хозяйственного кругооборота и появлении каждого последующего исторического события из предыдущего» [7].
Говоря об экономическом развитии, мы детерминируем его как качественное совершенствование экономической системы, обеспечивающем структурные сдвиги в экономике, улучшение качества товаров и услуг, трансформацию институциональных условий функционирования экономических субъектов, благоприятную среду жизнеобитания.
Существует ряд концепций, объясняющих экономическое развитие:
- — концепция экономического либерализма А. Смита;
- — социологическая доктрина К. Маркса и ф. Энгельса;
- — немецкая историческая школа;
- — теория экономического развития Й. Шумпетера;
- — институциональная и неоинституциональная концепция экономического роста и системных преобразований;
- — концепция устойчивого и самоподдерживающего развития Г.Х. Брундтланд.
Факторы, детерминирующие развитие, отличаются в краткосрочном и долгосрочном периодах и сложно поддаются оценке, особенно, в период выхода из трансформационной рецессии.
Экономический рост – лишь одна из сторон экономического развития. Он проявляется в абсолютном или относительном увеличении основных макроэкономических агрегатов (ВВП, национальный доход) за определенный промежуток времени, темпы которых превышают темпы роста населения. Динамика экономического роста является результатом действия различных сил и механизмов [6].
Основные концепции роста:
- — теория «порочного круга нищеты» (Г. Зингер и Р. Пребиш);
- — теория квазистабильного равновесия (Х. Лейбенстайн);
- — «порочный круг нехватки капитала» (Р. Нуркс);
- — «круг отсталости» (Б. Кналл);
- — концепция перехода к самоподдерживающемуся росту (У. Ростоу);
- — теория стадий экономического роста (У. Ростоу);
- — теория «большого толчка» (П. Розенштейн-Родан);
- — экзогенная (Е. Домар) и эндогенная (Р. Харрод) модели экономического роста;
- — концепция несбалансированного роста (А. Хиршман);
- — модель экономического роста с двумя дефицитами (Х. Ченери, М. Бруно, А. Страут, П. Экстейн, Н. Картер.).
Для стимулирования экономического роста важное значение имеет эффективность действующей системы налогообложения и реализуемой правительством налоговой политики. Налоговое стимулирование экономического роста может быть достигнуто различными методами и инструментами. Обобщим наиболее распространённые из них [5].
- Снижение налоговых ставок, что может привести к увеличению инвестиций и потребительских расходов, что будет способствовать усилению эффекта мультипликатора.
- Уменьшение налоговых обязательств для компаний.
- Предоставление налоговых льгот и субсидий.
Налоговые льготы определяются как налоговые правила, противоречащие общепринятым принципам налоговой нейтральности и справедливости, которые направлены на стимулирование как иностранных, так и местных инвестиций, поскольку они способствуют повышению инвестиционной конкурентоспособности стран, максимизации отдачи от инвестиций и снижению издержек и неэффективности на инвестиционном рынке [8].
Субсидии, с другой стороны, описываются как любая государственная помощь частным промышленным производителям или потребителям, будь то финансовая или в натуральной форме, которая не требует соразмерное возмещение правительству в обмен, но с обязательным условием получения выгоды от определенного поведения принимающей фирмы или отрасли.
Как правило, в большинстве случае субсидии оказывают положительное и значительное влияние на инвестиционную активность экономических субъектов, что, в конечном итоге, способствует и экономическому росту [9].
Льготы по налогам на производство, продажи и трансферты, а также налогам на прибыль и прирост капитала оказывают так же положительное влияние на инвестиции [2].
Налоговые льготы могут трактоваться как часть инструментария налоговой политики, предполагающего более выгодный налоговый режим для конкретного вида деятельности или сектора экономики по сравнению с тем, что предлагается отрасли в целом. Существование налоговых льгот вызвано необходимостью исправить различия, вызванные внешними факторами и переложить субсидируемые производственные издержки на компании во время спада в секторах экономики [10].
Налоговые льготы, которые могут быть представлены в виде налоговых каникул, инвестиционных льгот, налоговых вычетов, административного разделения, кредитов на создание рабочих мест и отсрочки налоговых обязательств [4].
В последние годы используются налоговые льготы для поощрения частных инвестиций, как местных, так и иностранных. Однако эффективность налоговых льгот в достижении этих целей остается предметом дискуссий.
Налоговые льготы чаще всего используются государством для стимулирования экономического роста. Однако, в соответствии с законом Госсена существует только определенный уровень, при достижении которого экономические стимулы, такие как налоговые льготы и субсидии, могут привести к улучшению экономики, выше этого уровня на экономику будет оказано негативное влияние.
- Введение налоговых каникул.
- Использование целевых программ финансирования. В частности, государство может создавать специальные программы финансирования для определенных секторов экономики, таких как инновации или экологически чистые технологии.
- Реформирование налоговой системы.
- Развитие инфраструктуры.
Артур Лаффер, представитель «экономики предложения» в 1974 году предложил теорию, в соответствии с которой существует связь между ставкой налогообложения и налоговыми поступлениями, и что снижение этих ставок увеличило бы генерируемые налоговые поступления.
В соответствии с выше обозначенной теорией более низкая налоговая ставка может стимулировать дополнительный выпуск продукции и увеличить налоговые поступления. Низкие налоговые ставки увеличивают налоговую базу экономики, что способствует росту бизнеса. В результате налоговые льготы положительно влияют на экономический рост. Однако, эффективность налоговых стимулов отличается в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Теоретики-неоклассики утверждают, что налоговое законодательство должно разрабатываться с учетом следующих презумпций – налоги должны быть настолько низкими, насколько это возможно, и фирмам должны быть предоставлены значительные налоговые льготы. В противном случае большое налоговое бремя сдерживает экономический рост и ограничивает корпоративные инвестиционные стратегии, что приводит к снижению генерирования производственного капитала и спаду в экономике.
Напротив, Дж. М. Кейнс считал, что быстрый экономический рост требует как расширения рынка, так и увеличения потребления среди сектора домашних хозяйств. Так на уровне платежеспособного спроса вмешательство государства является успешным. Корреляция между экономическим ростом и финансовыми сбережениями существует только при наличии полной занятости, согласно одному из центральных принципов теории Кейнса [4].
Напротив, крупная величина частных сбережений препятствуют экономическому росту, поскольку они являются пассивной формой дохода и не используются для финансирования выпуска продукции. Поэтому кейнсианцы выступали за налогообложение чрезмерных сбережений (прогрессивное налогообложение).
Согласно модели роста Р. Солоу, инвестиции и сбережения являются основными факторами, опосредующими экономический рост. Эти факторы увеличивают запасы капитала, что способствует полной занятости, а также росту национального дохода и объема производства. Повышение налогов оказывает отрицательное влияние на объем производства, поскольку оно снижает эффективную предельную норму прибыли на капитал и стимул экономических агентов к сбережениям. Снижение стимула к сбережениям приведет к уменьшению основного капитала и снижению объема производства.
Следовательно, модель Р. Солоу констатирует, что в краткосрочной перспективе накопление капитала и экономический рост имеют тенденцию к снижению, когда снижается предельная доходность капитала.
В 2022 году налоговая политика способствовала достижению национальных целей развития РФ посредством обеспечения стабильности национальной экономики в условиях санкционного прессинга.
Были внесены изменения в законодательство РФ о налогах и сборах, направленные на предоставление мер поддержки гражданам и субъектам малого и среднего предпринимательства, а также на расширение проактивного администрирования.
В 2023-2025 годах налоговая политика будет направлена на инициирование условий для роста экономики с минимальными потерями для потенциала развития РФ.
Сохранится акцент на повышении эффективности стимулирующей функции системы налогообложения и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
С этой целью ФНС РФ упрощает налоговые процедуры, внедряет клиентоориентированный подход, расширяет бесконтактное взаимодействие с налогоплательщиками и создает комфортные условия для уплаты налогов.
Так, запущен пилотный специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», направленный на снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и предусматривающий упрощение или отмену отчетности, автоматический расчет налогов. С 1 января 2023 года введен институт единого налогового счета, позволяющий формировать сальдо расчетов налогоплательщика с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
ФНС России так же проводит активную работу по внедрению инновационных инструментов на основе цифровых технологий. Успешно реализуются такие электронные сервисы и формы налогового контроля, как автоматизированная система контроля применения контрольнокассовой техники (АСК ККТ), национальная система прослеживаемости товаров, налоговый мониторинг, автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), личный кабинет налогоплательщика, мобильное приложение «Мой налог», цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
В целях развития предпринимательской среды упрощена процедура регистрации с помощью сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Функционирует система оценки эффективности налоговых льгот, разработанная совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Большой опыт в создании крупных информационных систем позволяет ФНС России выступать оператором информационных ресурсов, напрямую не связанных с налоговым администрированием, но важных для решения государственных задач, в частности Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации.
За счет улучшения качества налогового администрирования ФНС России удалось обеспечить в 2022 году поступления дополнительных доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере 439 млрд рублей.
Авторы:
Л.O. Асланова, канд. экон. наук, доцент; А.А. Деунежева, магистрант; Кабардино-Балкарский государственный университет (Россия, г. Нальчик)
Библиографический список
- Асланова, Л.О. Новые подходы к конкурентоспособности предприятия в условиях цифровизации экономики / Л.О. Асланова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 7(120). – С. 1061-1065. – DOI: 10.34925/EIP.2020.120.7.219.
- Вякина, И.В. Налоговые инвестиционные стимулы: мировой опыт и российская практика // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2018. – №4 (36).
- Дадашова, Т.А. Диалектика понятий «Экономический рост» и «Экономическое развитие» // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2017. – №2.
- Кармова, Б.З. Особенности безработицы в России на современном этапе / Б.З. Кармова, Л.О. Асланова // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 12. – С. 88-92. – DOI: 10.17513/fr.42914.
- Бечелова, Л.Р. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2016-2020 годы / Л.Р. Бечелова, Л.А. Карацукова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 4-1(74). – С. 70-74.
- Полиньски, Р. Главные теоретические концепции экономического развития // Наука и инновации. – 2006. – № 6 (40).
- Сухарев, О. С., Сухарев, С. О., Руденко Д. В. Теория экономического развития Й. Шумпетера и факты современной жизни (эволюционная Экономика) // Журнал экономической теории. – 2010. – №2.
- Effects of Tax Incentives and Subsidies on Economic Growth in Developing Economies August 2023 International Journal of Research and Innovation in Social Science Volume VII (Issue VII/July 2023):567-581.
- Toye, J. Taxation and Economic Development (1st ed.). Routledge. 1978. https://doi.org/10.4324/9781003417071 .
- The impact of fiscal policy on economic growth: empirical evidenc from panel estimation. October 2014. Conference: The 2014 WEI International Academic Conference. At: New Orleans, USA.