Бухгалтерский баланс формируется с помощью данных бухгалтерских счетов, он позволяет сопоставить активы организации с ее пассивами, т.е. обязательствами по полученным организацией ресурсам.
От этих факторов зависит составление очень важных финансовых показателей, они являются основой для формирования достоверной информации, которая должна быть максимально понятной и доступной для заинтересованных пользователей. В контексте финансовой и инвестиционной деятельности организации данные отчета призваны показать развитие финансового положения организации. На основании этих данных можно выявить причины изменения состава и объема денежных потоков за отчетный период. При проведении анализа необходимо обращать внимание на специфику деятельности анализируемой компании, а также на рыночную ситуацию, влияющую на деятельность организации [1].
Подготовка бухгалтерского баланса осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим каждый из этих этапов:
1) осуществляется разработка учетной политики, которая включает следующие разделы:
- план счетов;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
- методы оценки активов и обязательств;
2) составляется начальный бухгалтерский баланс. В нем отражаются активы и пассивы предприятия на начало отчетного периода. Вступительный баланс составляется на основе конечных остатков по счетам предыдущего отчетного периода. Затем на основе начальных остатков создаются постоянные балансовые счета. Активы баланса (левая сторона) переносятся в качестве начального сальдо в дебет счетов активов (левая сторона), а пассивы баланса (правая сторона) – в кредит счетов капитала и пассивов (правая сторона).
3) осуществляется фактическая регистрация. На этом этапе анализируется содержание хозяйственных операций. Это делается для того, чтобы определить, какие счета должны быть дебетованы, а какие кредитованы, и на какие суммы, чтобы отразить в учете реалии хозяйственной жизни. После всего этого записи в первичных документах, являющихся основанием для отражения данных бухгалтерского учета, переносятся в журнал операций. Все проводки должны записываться в хронологическом порядке и по мере их возникновения.
Затем записи распределяются по категориям в главной книге. Главная книга является неотъемлемой частью счетов, открываемых в компании в течение отчетного периода.
Экономические явления, которые дважды отражаются в главной книге, отражаются на счетах одинаковыми суммами (дебет одного счета, кредит другого счета). Если запись сложная, то общая сумма записывается на дебетовый счет, а отдельные суммы — на несколько кредитовых счетов, или наоборот. Итоги по дебету и кредиту счетов должны быть одинаковыми.
Для всех счетов главной книги в конце отчетного периода подсчитывается оборот (сумма всех записей по дебету или кредиту) и приводится конечное сальдо. Счета, которые не сбалансированы, закрываются, поскольку их движения равны и сальдо отсутствует.
4) проводится инвентаризация. Для обеспечения достоверности отчетных данных проводится инвентаризация активов и обязательств. Инвентаризации подвергаются основные средства, денежные средства, производственные запасы и дебиторская задолженность (долги). При этом должна быть проверена правильность записей в инвентарных карточках [2].
5) составляется пробный баланс. В конце отчетного периода производится запись движений по счетам главной книги и показываются конечные остатки. В ведомость движения средств заносятся остатки и движения по каждому счету (для несчетных счетов показываются только движения), затем подсчитываются итоговые суммы по дебету и кредиту. Если дебетовые и кредитовые остатки на начало и конец периода, а также движения по кредиту и дебету совпадают, это означает, что при распределении движений по отдельным счетам не было допущено ошибок.
6) формируется заключительный баланс. Остатки по счетам главной книги переносятся в оборотный отчет, и формируется конечное сальдо. Остатки по счетам главной книги переносятся на счет оборотных средств для составления заключительного баланса, который используется для оценки финансового положения предприятия на конец отчетного периода. Дебетовые остатки по постоянным счетам отражаются в активной части баланса, а кредитовые — в пассивной.
Сумма по активу баланса всегда равна сумме по пассиву, поскольку на обеих сторонах баланса отражаются одни и те же активы, но сгруппированные по разным признакам: по активу — в соответствии с их вещественным составом, а по пассиву – как обязательства, часть из которых причитается собственникам предприятия, а часть – третьим лицам (банкам, кредитным организациям).
Финансовый анализ основывается на данных финансовой отчетности [3]. Анализ финансовой отчетности – это оценка прошлого и настоящего финансового положения и результатов деятельности организации.
Поскольку анализ финансовой отчетности представляет собой логический процесс, его значение для принятия управленческих решений варьируется в зависимости от рыночных условий. Его значение возрастает, когда анализ ориентирован на оценку рисков и выявление потенциальных проблем. Однако всегда следует помнить, что в принятии решений участвует широкий спектр факторов (отраслевые особенности, квалификация и навыки топменеджмента, экономические условия и т.д.).
Авторы
К.Т. Пайтаева, канд. экон. наук, доцент; М.М. Хакичева, магистрант; Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)
Библиографический список
- Гордячкова О.В., Гриценко С.Е. Финансово-экономический анализ деятельности организации. Учебное пособие. – М.: Мир науки, 2022. – 160 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/65mnnpu22.pdf .
- Пайтаева К.Т. Значение основных средств в деятельности экономических субъектов // Экономические науки. – 2020. – №193. – С. 127-130.
- Пайтаева К.Т., Сулаева М.А. Порядок формирования финансовой отчетности организации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 12-2 (58). – С. 153-156.