Становление гражданского общества и его развитие в современной России обусловлено вариативностью экономических форм, ориентированных на решение социальных задач, что порождает особую социальную составляющую национальной экономики, что закономерно привлекает внимание многих исследователей.
В этом компоненте преобладают некоммерческие организации, ставящие перед собой социальные цели, не ориентированные непосредственно на извлечение прибыли. Ускоренное развитие социальной составляющей в экономике, занимаемой некоммерческими организациями, приобретает приоритетное значение для России в условиях нарастающего технологического прогресса и связанных с ним социально-экономических преобразований, что зафиксировано в последних целевых документах государственной экономической политики.
В условиях стратегической направленности современных социально-экономических трансформационных процессов на последовательную социализацию и повышение качества социально-экономической жизни, а также динамичное развитие творческого потенциала человеческого фактора в экономике выделяются следующие тенденции:
- растущее вовлечение некоммерческих организаций в решение ключевых проблем современного развития;
- производство расширенного ассортимента товаров, востребованных современным обществом;
- закрепленная за этими организациями особая форма социально-экономической деятельности – социальное предпринимательство.
Специфика деятельности некоммерческих организаций требует углубленной разработки теории и практики их управления с учетом особенностей работы этих организаций.
Некоммерческие организации являются неотъемлемым институтом гражданского общества. Они составляют большую долю в экономике развитых стран (6-7%) и характеризуются специфическими чертами, отличающими их от других коммерческих и государственных организаций. Некоммерческие организации можно считать эффективными поставщиками широкого спектра социальных услуг более высокого качества, чем государственные услуги, обеспечивающими создание новой добавленной стоимости за счет развития инфраструктуры.
Следует отметить, что некоммерческие организации обладают широким набором инструментов для решения социальных проблем в стране. Авторы считают, что некоммерческие организации способствуют:
- генерация социальных инноваций, направленных на решение важных социальных проблем;
- повышение качества предоставляемых социальных услуг и постоянный «подогрев» общественного интереса к решению общественно значимых вопросов;
- повышение занятости социально незащищенных групп за счет создания новых рабочих мест.
Правовое регулирование гражданских правоотношений для некоммерческих организаций осуществляется ГК РФ, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон N7-ФЗ). Законом N 7-ФЗ предусмотрено ведение некоммерческими организациями бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ. НКО получили право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Методология бухгалтерского учета в некоммерческих организациях в корне отличается от коммерческих организаций. На законодательном уровне более 10 лет реформы учетной системы не затрагивали некоммерческий сектор. Международные стандарты, регулирующих учетное обеспечение некоммерческих организаций, также нет. Поэтому некоммерческие организации пользуются методологией коммерческого сектора.
Аналогичная ситуация наблюдается и с отчетностью некоммерческих организаций: они применяют формы отчетности, которые разработаны для коммерческих организаций. Вся отчетность некоммерческого сектора подразделяется на бухгалтерскую, налоговую, статистическую и отчетность в Минюст (рис. 1).
При этом некоторые формы отчетности в Министерство Юстиции включают конкретизацию по видам некоммерческих организаций – общественным объединениям, религиозным организациям. Отдельную категорию составляют организации, получающие средства от иностранных организаций и граждан. Формы отчетности Министерства Юстиции и статистическая отчетность сдается с целью сбора информации и выполняет контролирующую функцию, и необходимы для внешних пользователей на государственном уровне. Налоговая отчетность необходима для контроля налогов и сборов. Следовательно, данные виды отчетности нельзя рассматривать с точки зрения определения экономических показателей. Также в некоммерческом секторе отсутствует возможность получения показателей, которая бы обеспечивала возможность сопоставления деятельности различных организаций.
Рис. 1. Виды и формы отчетности некоммерческих организаций
Применительно к бухгалтерской отчетности в данном ФСБУ раскрывается раздел «Отчет о целевом использовании средств» и раскрытие информации в отчетности. Основными формами отчетности, в отличие от коммерческих организаций, в некоммерческих являются: бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств.
Бухгалтерский баланс дает представление только об общей информации об имуществе и источниках его формирования. Отчет о финансовых результатах не является аналитичным для некоммерческих организаций, осуществляющих свою основную деятельность, поскольку необходим только для раскрытия информации о предпринимательской деятельности. Отчет об изменении капитала и о движении денежных средств некоммерческие организации могут не предоставлять в случае реализации только уставных задач.
Отчетность некоммерческих организаций включает дополнительную форму – Отчет об использовании целевых средств, который дает представление о полученных средствах и целевом расходовании этих средств по основным статьям: расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления), содержание помещений, зданий и автомобильного транспорта, ремонт имущества, расходы на служебные командировки и деловые поездки и пр. Эти статьи носят обобщенный характер и не учитывают различия в формировании имущества: членские взносы, пожертвования, гранты и т.д..
Существует ряд особенностей при отражении показателей в отчетности некоммерческих организаций. Прежде всего, это формирование раздела «Капитал», поскольку такие показатели, как уставный, добавочный, резервный капитал и нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отсутствуют в некоммерческих организациях – их деятельность не связана с получением прибыли. Даже при положительном результате предпринимательской деятельности, остаток по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» списывается на счет 86 «Целевое финансирование». В зависимости от вида некоммерческой организации, целевое финансирование также может иметь расшифровку, поскольку это основной счет для отражения источников финансирования.
Отчет о целевом использовании средств наряду с бухгалтерским балансом является основной формой отчетности в некоммерческих организациях, поскольку отражает изменение их финансового положения. Согласно проекту ФСБУ «Некоммерческая деятельность» в отчете о целевом использовании средств необходимо отражать поступления по видам, используя кассовый принцип (для организаций с упрощенным способом учета) и принцип начисления и использование средств по направлениям расходования и по расходуемым ресурсам.
Отчет о финансовых результатах некоммерческая организация предоставляет в случае осуществления предпринимательской деятельности.
Сложившаяся система регламентированных отчетов как источника для внешних пользователей не отвечает современным требованиям раскрытия информации в некоммерческих организациях, поскольку отсутствует регламентированная методология учетно-аналитического процесса в целом по некоммерческим организациям. Адаптировать существующие нормативные акты по бухгалтерскому учету не представляется возможным: в ряде случаев особенности некоммерческих организаций в них не учтены.
Следовательно, подход к формированию отчетности целесообразно использовать аналогично бюджетным организациям, поскольку методика учета некоммерческих организаций приближена к бюджетной сфере. Бюджетная отчетность включает большее количество форм, главным образом, для контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета. Отчетность некоммерческих организаций необходима для финансового контроля. Основная цель внутреннего финансового контроля – информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений.
Показатели отчета о денежных средствах содержат детализацию по ряду показателей, поэтому применять его для некоммерческих организаций без адаптации не представляется возможным: в части поступлений средств. Выбытие средств можно применять большинством видов некоммерческих организаций без значимых изменений.
Отчет о финансовых результатах деятельности должен быть построен с разделением по различным целевым программам и видам деятельности, особенно если некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность. Еще одним существенным моментом раскрытия информации – нефинансовые показатели и отчетность об устойчивом развитии.
Отчетность, предоставляемая некоммерческими организациями, должна быть адаптирована для этой сферы деятельности и служить источником информации разного рода пользователей.
В настоящее время аналитическая функция регламентированных форм отчетности не выполняется. Учетно-аналитическая информация раскрывается в бухгалтерской отчетности. Но с позиции уставной деятельности некоммерческих организаций регламентированные отчеты не отражают специфических моментов, характерных для них.