Экономические санкции – это промежуточная «остановка» между безуспешными дипломатическими усилиями и вооруженным вмешательством для решения проблемы. Другими словами, вводя санкции, инициатор или группа инициаторов санкций признают, что политические усилия в значительной степени провалились; однако это не означает, что у инициаторов есть желание, намерение и готовность прибегнуть к военным методам, чтобы навести порядок.
Нужно напомнить, что современная история применения санкций не отличается преемственностью и последовательностью. Например, санкции для сдерживания войны применялись с разной периодичностью – и часто безуспешно – между первой и второй мировыми войнами. В то время сущность санкций отличалась от современного понимания и в основном означала экономическую блокаду. Такая блокада, выражавшаяся прежде всего в ограничении международных торговых отношений, рассматривалась как наиболее оптимальное экономическое средство наказания агрессора или обвиняемого, или, выражаясь современной военной терминологией, являлось «ядерным» оружием того времени. Хотя этот инструмент и применялся, он не смог достичь универсальной цели сдерживания военных интервенций и избавить человечество от разрушительной Второй мировой войны.
Относительно более жесткая санкционная политика возродилась и вошла в мировую практику в 1980-е годы.
Что касается реалистичных ожиданий «чудесных» результатов санкций, то общее замечание состоит в том, что влияние санкций довольно «смешанное» и не всегда сильное, и заметное. Судя по достижению поставленных целей, только треть различных мер наказания, введенных в действие в последние десятилетия, оказалась полностью эффективной. Широкое использование санкций вместо вооруженных сил дает гражданскому и политическому руководству рычаг для более эффективного управления кризисами в менее взрывоопасной ситуации. В то же время, по сравнению с ведением военных действий, применение санкций сопряжено с меньшими физическими и политическими рисками.
И все же, каковы те необходимые теоретические нюансы, которые сделают пакет санкций более адресным, адаптированным к конкретной ситуации и, следовательно, более эффективным, а ожидания людей от результатов более реалистичными?
Одно дело своевременно и правильно оценить нарушение норм международного права и поведения, осудить его и призвать нарушителя к исправлению, хотя это все же политико-декларативная оценка нарушения. Однако значительно сложнее разработать, наряду с оценкой и осуждением, действенные меры противодействия, предусматривающие, в том числе, экономически «летальное» оружие – санкции.
Мы упомянули об экономической «летальности» – смертельном эффекте санкций в экономическом смысле, намеренно, потому что общая цель любой санкции – подорвать экономические и социальные ресурсы страны в условиях номинального мира. Несмотря на достаточно четко сформулированную цель, точная подгонка санкций под конкретную ситуацию, как показывает практика и реалии, является крайне сложной задачей. В этом, собственно, и нет ничего удивительного, учитывая политико-экономико-военное наложение разных факторов в современном мире. В любом случае инициатор санкций должен прекрасно понимать: какова цель мер наказания? Какой результат ожидается от этих мер? Санкционно-ориентированный ответ требует наличия четких ответов на эти фундаментальные вопросы с самого начала, поскольку неясность основных целей и задач санкций, а также пересмотр целей и задач после введения санкций нанесут ущерб репутации инициатора и подрывают эффективность санкций.
Распространено мнение, что мотивом введения санкций является причинение такого количества вреда – боли стране-мишени, которая оттолкнет ее от совершения определенного краткосрочного действия или проведения долгосрочной политики. Отсюда правильное понимание целей и задач санкционных мероприятий с самого начала – это одно, а совсем другое – правильный и беспристрастный контроль за их проведением.
Одна из них – максимально большая коалиция участников вокруг соответствующего политического решения, твердость и сплоченность членов коалиции для обеспечения более высокой степени эффективности широкомасштабных санкций. В противном случае объект санкций найдет лазейки для продолжения своей пагубной военно-политической линии действий, что со временем сведет эффективность санкций практически к нулю. Говоря о коалиционном единстве, необходимо также отметить, что разные участники санкционного пакета, особенно если их много, могут иметь разные взгляды и мотивы. Поэтому эффективность масштабных санкций зависит не только от количества участников, но и от личностей участников.
Еще один вопрос, который следует учитывать, – это восприятие и отношение целевой страны и ее населения к ожидаемым санкциям. Это также требует нескольких комментариев. Во-первых, санкции, вероятно, будут более эффективными в более открытой стране-мишени, чем в авторитарной стране. Даже больше: чем жестче контроль авторитарного режима за общественным мнением и восприятием событий, тем выше вероятность сплочения общества вокруг режима. Таким образом, правильный выбор цели имеет особое значение.
Еще одним аспектом управления санкциями является постоянная оценка реализации санкций с целью изменения существующих мер или добавления новых. В то же время ошибочно мнение, что эффективность санкций зависит от увеличения их строгости и размера. Следовательно, слово «управление» не ограничивается только своим семантическим значением, оно приобретает довольно специфическую функциональную окраску. Применительно к процессу управления также следует отметить, что для достижения поставленных целей и задач необходимо адекватное соответствие мерам эскалации и деэскалации, определенным в санкционной политике, которые позволяют осуществлять коммуникацию со страной-мишенью и ее правительством. применяя метод кнута и пряника. Это необходимая гибкость, которая служит ориентированному на результат применению санкций.
Тему санкций можно обсуждать широко. Поэтому цель данной статьи – выразить мнение лишь о некоторых узких аспектах этой очень важной темы международных отношений и порядка. Мы также постарались указать на проблемы крайне избирательно и, частично теоретизируя их, сохранить связь с существующей реальностью.