Искусственный интеллект в некотором смысле упростит и так сложную структуру работы с гражданами и межведомственными связями государственного управления, но и если правдиво оценить ситуацию, то понятно, что буквально каждый сектор государственного управления имеет нужду автоматизировать свои процессы.
Искусственный интеллект (далее ИИ) – это имитация процессов человеческого интеллекта машинным методом.
Основными направлениями, которые выделены для внедрения в российское государственное управление являются:
- Переход к сетям нового поколения;
- Работа с большими объемами данных;
- Использование технологий новых видов защита как аутентификация и идентификация;
- Интеграция облачных вычислений;
- Переход к высокоскоростному интернету;
- Усиленная информационная безопасность.
Все эти направления свидетельствуют о переходе на электронное взаимодействие или по-другому как сейчас определяется самоцель цифровизации государственного управления – электронное правительство.
Однако на примере многих стран возможность применения качественных и современных цифровых технологий, которые могли бы существенно формировать государственную политику, трансформируя контроль и надзор за доходами и государственной собственностью имеет сторонний эффект и естественно требует предостаточное влияние новых технологий и в целом ошифровку всех государственных механизмов.
Для этого государственному управлению приходится работать во многом концептуально только на результаты, преодолевая ограничения на организационные и технические моменты, но опять же, чтобы эффективно работать со всеми заявленными целями и ожидаемыми результатами требуется широкое использование больших данных, которые могут создать ощущение реальности.
Современные технологии, которые реализуются в данной отрасли государственного сектора – это компьютерное зрение, работа с естественным языком, интеллектуальные системы принятия управленческих решений и т.п.
Результаты деятельности. Центр компетенций национальной технологической инициативы по направлению «Искусственный интеллект» на базе МФТИ выступил с отчетом, в котором рассказывает о разных сферах, для которых в 2021 году разработали научно-исследовательские работы, реализовали программы высшего и дополнительного образования в области ИИ о том, что отрасль:
- «Наука» в 2021 году сделали более 1,7 тыс. публикаций в научных журналах и более 1 тыс. публикаций на конференциях, при этом поднялись на 17-ое место в мире по данным показателям;
- Бизнес российского интеллекта в России составит более 550 млрд. рублей;
- Стартапы и инвестиции, а именно венчурный рынок России бурно вырос, в первую очередь за счет сделок на поздних стадиях и составляет рост 170%;
- Рынок данных в России значительно вырос по сравнению с 2010 годом, дал сильный толчок пандемия и кризис, тем самым размер его достиг 46 млрд. руб.;
- В отрасли «Образование» – почти примерно 3800 выпускников трудоустроились на рынок с необходимыми знаниями в области ИИ;
- Примерно в два раза выросло годовое финансирование ИИ от государства благодаря запуску федерального проекта «Искусственный интеллект».
Таким образом, в чем связь развития искусственного интеллекта и государством?
В том, что 25 апреля агентство аналитики Gartner показали результаты исследования, которые отражают, сколько денег компании заработали благодаря внедрению ИИ. То есть понятно, что сумма складывается из дополнительной выручки, объема сокращенных расходов, и доходов, полученных в результате повышения качества обслуживания клиентов. В этом случае для государства развитые компании являются показателем экономического роста, которые пополняют государственный бюджет и в целом поднимают уровень страны на международном уровне.
Также, аналитики отмечают опасения людей, связанных с потерей работы, если искусственный интеллект заменит человеческий, но по экономическим соображениям, так даже улучшатся трудовые ресурсы, люди будут постоянно совершенствовать свои знания, таким образом, трудовой потенциал, а именно способность обучаться ко всему, гибкость в решении любых решений увеличится.
И третий немаловажный, но значимый фактор, цифровое развитие влечет за собой в психологическом плане развитие, не только духовно, но и материально. То есть человек, который имеет соответствующие цифровые в своем трудовой коллективе, считается развитым, чем остальные.
Несмотря на высокие показатели использования ИИ и ожидающего эффекта все же, есть ряд факторов, которые на данный момент усложняют реализацию технологий ИИ:
- Во-первых, это отсутствие информационно-технологической структуры, или элементарно качественной техподдержки;
- Во-вторых, высокая стоимость внедрения высококачественных технологий;
- Недостаточность квалифицированных специалистов.
Правительством Республики Тыва от 3 октября 2018 года было утверждено постановление «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика в Республике Тыва», который включает в себя состав комиссии, структуру, правила и т.д.
Также имеется стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года, утвержденная 24 декабря 2018 года. В нем определяется, что цифровая экономика – это концепция инновационного развития на основе внедрения в различные сферы жизни ИКТ технологий, способных ускорить развитие территорий…
Если следовать отчету Министерства экономического развития:
- По региональному проекту «Информационная инфраструктура»:
- доведены волоконно-оптические линии до 122 населенных пунктов из 152-х с охватом населения более 250 тыс. человек;
- сотовой связью покрыто 135 населенных пункта из 152, с охватом населения более 300 человек;
- к спутниковой связи подключено 9 социально значимых объектов, в том числе 8 ФАПов;
- в 2022 году внедрена новая система «122», позволяющая оперативно взаимодействовать с гражданами;
- По региональному проекту «Кадры для цифровой экономики»:
— в 2022 году по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации реализуемым центром подготовки руководителей и команд цифровой трансформации высшей школы государственного управления завершили обучение 34 слушателей;
- По региональному проекту «Цифровое государственное управление»:
- в рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» реализуется проект массовых социально значимых услуг в электронный формат;
- проведена работа по увеличению числа про активных услуг;
- выделены субсидии в поддержку проектов информационных технологий;
- разработаны цифровые административные регламенты 19 массовых социально-значимых услуг.
На примере Министерства экономического развития республики Тыва выявили, какие проблемы предшествуют для развития цифровизации в государственном управлении:
- недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;
- не связанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь;
- затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, наличие недостаточного уровня цифровизации кадровой работы государственной службы;
- наличие завышенных и дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом;
- отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей;
- непрозрачность бюджетного процесса и учета всех органов власти для федерального центра (до 30 процентов рабочего времени сотрудников финансовых подразделений занимает подготовка различных отчетов, отсутствуют механизмы проверки доведения бюджетных выплат до получателей).
Вызовы развития отрасли (направления):
1) создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;
2) цифровизация источников социально-экономических показателей (как непосредственных экономических и социальных инструментов, так и информационных систем – агрегаторов данных, поступающих в режиме реального времени от таких источников);
3) устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;
4) повышение качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств и прохождением бюджетного процесса;
5) создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;
6) повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством;
7) создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления;
8) создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающего помимо стандартных средств работы с документами, инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
- недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;
- недофинансирование внедрения цифровых технологий;
- наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности;
- невозможность интеграции и создания взаимодействия различными федеральными и региональными информационными системами, что снизит эффективность внедрения и использования информационных систем.
Заключение. Таким образом, очевидно, что внедрение ИИ даст развитие многим отраслям, в том числе экономике России. По словам заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко процент внедрения ИИ в России доходит до 20 по всем отраслям, а к 2024 г. составит не менее 50%, что объясняет умеренно-стремительный темп к развитию искусственного интеллекта.
Автор:
А.Б. Ондар, магистрант, Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)
Библиографический список
- Указ Президента Российской Федерации «О развитии искусственного интеллекта». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/AH4x6HgKWANwVtMOfPDhcbRpvd1HCCsv.pdf
- Постановление Правительства Республики Тыва от 20.08.2021 г. Об утверждении Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Тыва на период 2021-2024 годов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/2408202158832021xovalyg-vtkara-sal-ly.pdf
- Оценка влияния искусственного интеллекта на экономику // «Фонд Росконгресс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roscongress.org/materials/otsenka-vliyaniyaiskusstvennogo-intellekta-na-ekonomiku/