В современных условиях активного внешнесанкционного давления стран Запада и действия ограничений, вопросы обеспечения экономической безопасности России приобретают особое практическое значение. Участившиеся попытки ослабления национальной экономической системы в первую очередь ориентируются на возможности оказания негативного влияния на состояние финансовой, бюджетной, социальной, политической и экономической систем России. В контексте всей национальной экономики подобное влияние негативно сказывается, в первую очередь, на отечественных субъектах предпринимательства, приводит к нарушению функционирования.
Проблем экономической безопасности России актуальны и тем, что их поиск и анализ становится одним из первоочередных способов выявления направлений оптимизации, поиска перспективных путей развития. Определение текущего уровня экономической безопасности национальной экономики становится лишь первоочередным этапом в формировании специализированной политики развития.
Проблемы экономической безопасности – это комплексная и многоаспектная система, включающая в себя составляющие экономической безопасности муниципалитетов, регионов и федеральных округов, образующих всю национальную экономическую систему. Как верно замечает Е.А. Оськина, определение состояния экономической безопасности страны в целом является достаточно сложным, поскольку складывается из показателей экономической безопасности региональных структур. Это становится одной из первичных проблем на пути к достижению единой стратегии преодоления угроз национальной экономике [1].
Вместе с тем, национальная система экономической безопасности может быть представлена следующим образом (рис. 1) [2]:
Рис. 1. Состояние национальной системы экономической безопасности.
Обращаясь к рис. 1, подчеркнем, что система экономической безопасности страны включает в себя множество компонентов; вместе с тем, в вопросах обеспечения экономической безопасности на уровне практического воспроизводства специализированных мер, наибольшее значение приобретают именно региональные политики экономической безопасности и развития, поскольку они по мнению Л.А. Беловой и В. Вертий становятся первичным звеном реализации основных направлений национальной экономики с учетом собственных особенностей развития [3]. Иными словами, региональные системы экономической безопасности становятся более гибкими, поскольку включают в себя те инструменты и механизмы, которые наиболее эффективно будут воспроизведены в реалиях конкретной территории, учтут особенности её предпринимательского сектора, текущей бизнес-среды и так далее.
Определяя возможности обеспечения региональной экономической безопасности согласно воззрениям Т.И. Тохирова, мы предлагаем следующий комплекс мер управления, который должен учитываться в соответствующих механизмах и системах [4]:
Во-первых, это создание системы институтов, направленных на достижение и поддержание целей и задач экономической безопасности.
Во-вторых, формирование поддерживающих мер, связанных с развитием производственно-экономических систем (отдельных организаций, предприятий, объединений и др.) с учетом долгосрочной перспективы.
В-третьих, стимулирование инвестиционной активности на уровне региональной экономики, влияние на характер и качество бизнес-климата в регионе, создание соответствующих мер поддержки (прямой и косвенной).
В-четвертых, стимулирование инновационной активности предприятий, причем как в секторе МСП, так и среди крупнейших предприятий. Предполагает предоставление соответствующих льгот, оказание поддержки в направлении научной и исследовательской деятельности предприятий.
В-пятых, социальные меры, связанные с реализацией социальной политики, её интеграцией с политикой в сфере обеспечения экономической безопасности региона, например, при организации занятости населения.
В-шестых, меры по управлению ресурсами: финансовыми, кадровыми, материально-техническими и многими др. Повышение эффективности управления неразрывно связано с рационализацией данных процессов.
В-седьмых, механизмы экологической безопасности, неразрывно связанные с процессами становления зеленой экономики, рационального природопользования, снижения экологических последствий экономической активности.
В-восьмых, меры по стимулированию цифровизации экономических систем, проникновению цифровых технологий, повышению их доступности на рынке. Сюда можно также отнести обеспечение коммуникационных сетей.
Уточним, что предложенные меры должны реализовывать в едином комплексе, только в таком случае региональная система получает особые перспективы долгосрочного развития и сохранения оптимального состояния экономической безопасности. Вместе с тем, экономическая безопасность должна подвергаться широкому спектру мониторинговых процедур; принимая во внимание данный факт, региональные статистические службы формируют комплексные массивы данных, так или иначе характеризующих состояние экономической безопасности.
По мнению М.Б. Хадисова систему экономической безопасности можно определить за счет качественно-количественного анализа нескольких индикативных групп, сгруппированных следующим образом [5]:
- Группа внешних показателей. Включает в себя характеристику природных и климатических условий конкретной территории, её демографических особенностей, в том числе проживающего коренного населения, его половозрастной структуры, финансовую обеспеченность граждан.
- Группа внутренних показателей. Подробно раскрывает текущее состояние социально-экономических вопросов жизни человека в регионе, поскольку нацелена на раскрытие структуры доходов и расходов, направлений использования финансового капитала домашних хозяйств, текущее имущественное положение и наличие расслоения, малообеспеченных граждан, их количества.
- Группа количественных индикаторов. Характеризуют выработку валового регионального продукта в регионе, демонстрируют состояние инвестиционной активности, уровень доходов населения в целом, потребления материальных благ и ресурсов, различных услуг, отражают состояние в сфере занятости населения (показатели и индикаторы безработицы, характерные тенденции).
- Группа качественных показателей. Описывает специфические особенности населения через призму таких характеристик, как продолжительность жизни, уровень рождаемости и смертности, тенденции в области демографии на перспективу, показатели, свидетельствующие об уровне образования основного проживающего населения.
Анализ представленных групп показателей позволяет выявить характерные проблемы экономической безопасности региона; в случае установления более подробных характеристик для определенных регионов или территорий, это может лечь в основу определения ключевых проблем экономической безопасности всей страны.
Подчеркнем, что среди наиболее актуальных, причисляемых к последним, стоит выделить проблемы [6]:
- теневой занятости, теневого хозяйствования компаний;
- финансирования бизнеса, доступности кредитов для граждан и компаний;
- эффективности и рациональности использования ресурсов;
- демографии страны, снижения рождаемости, роста группы нетрудоспособного населения;
- снижения темпов экономического развития, влияния кризиса и санкций [7];
- продовольственной безопасности страны, независимости от внешних поставок продукции пищевой промышленности;
- энергообеспеченности, энергетического баланса и его оптимизации;
- развития военно-промышленного комплекса, финансирования;
- увеличения инновационной активности, реализации перспективных проектов и политик развития.
Данные проблемы становятся также основой, образующей состояние экономической безопасности национальной экономики; вместе с тем, последняя может быть рассмотрена также посредством безопасности образующих экономику сфер, текущих угроз функционирования и многих других.
Заключение. Таким образом, по результатам проведенного анализа современных проблем экономической безопасности России можем заключить, что их состояние имеет динамичный и сложно определимый характер. В целом, уровень экономической безопасности национальной экономики может быть рассмотрен через призму:
- состояния ведущих сфер экономики и социума, образующих социально-экономическую систему;
- состояния экономической безопасности отдельных региональных структур с учетом особенностей и внутренних индикаторов;
- состояния общей политики национального развития и актуализирующихся в текущие периоды угроз функционирования национальной экономики.
Каждый из подходов в конечном счете фокусируется на собственных объектах и проблемах экономической безопасности, однако это не влияет на актуальность всех существующих проблем экономической безопасности, важность их мониторинга с учетом минимально обозримых социально-экономических показателей.
Автор статьи
А.В. Зимин, аспирант, студент. Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (Россия, г. Москва)
Библиографический список
- Оськина Е. А. Актуальные проблемы экономической безопасности регионов России // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2013. – №4-1. – С. 533-537.
- Гандалоев Р.Б. Региональная экономическая безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – №4. – С. 165-168.
- Белова Л.А., Вертий В. Проблемы и направления обеспечения экономической безопасности региона // ЕГИ. – 2021. – №2 (34). – С. 34-41.
- Тохиров Т.И. Управление экономической безопасностью региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2013. – №4. – С. 189-194.
- Хадисов М.-Р.Б. Методики оценки уровня экономической безопасности региона: сравнительный анализ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – №33 (318). – С. 31-44.
- Золотарева В.П. Эволюция предметной области проблемы экономической безопасности в процессе модернизации России // Теоретическая экономика. – 2020. – №11 (71). – С. 61-66.
- Козлякова Д.Н. Санкции как проблема экономической безопасности России // Наука без границ. – 2019. – №7 (35). – С. 11-14.