Дебиторская и кредиторская задолженность на предприятии говорят о нарушениях в платежах поставщиков и клиентов. Исправить ситуацию можно будет только при наличии на предприятии системы внутреннего контроля.
Рыночные отношения постоянно развиваются и предприятиям приходится самостоятельно следить за управлением расчетами. Увеличение или уменьшение кредиторской или дебиторской задолженностей приводит к финансовой неустойчивости. Преобладание дебиторской задолженности над кредиторской нередко приводит к техническому банкротству. Если средства предприятия не будут в обороте, оно не сможет расплачиваться с кредиторами. Чтобы на предприятии сохранялся баланс между кредиторской и дебиторской задолженностью, необходим постоянный контроль и правильный учет движения денежных средств.
Дебиторская задолженность – это долг предприятию от юридических или физических лиц. Есть понятия нормальной и неоправданной задолженности. К нормальной дебиторской задолженности относится то, что напрямую связано с процессом производства. Неоправданная задолженность возникает вследствие хищений, нарушений в ведении учета или сроках оплаты.
Дебиторская задолженность – это имущественное право, другими словами, право на получение той или иной денежной суммы. Данная задолженность отражается в учете в активах организации.
В бухгалтерском учете задолженность отражается по дебету следующих счетов: 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.
На данном этапе развития экономики выделяют следующие виды дебиторской задолженности: от покупателей и заказчиков, от товариществ, задолженность по выданным авансам, прочее.
Дебиторская задолженность может быть как по основным, так и по прочим видам деятельности. Дебиторская задолженность по основным видам деятельности содержится в статьях “счета к получению” и “векселя полученные”. К задолженности по прочим видам деятельности относятся авансы служащим и филиалам, депозиты, а также дебиторская задолженность по дивидендам.
При развитой рыночной экономике дебиторская задолженность будет учтена по чистой реализационной стоимости в балансе. Это означает, что она учитывается по стоимости, которая должна будет уплачена при погашении долга.
Также существует понятие безнадежных поступлений по задолженности – это убыток, который появился вследствие того, что часть задолженность не оплачивается.
На предприятиях нередко случаются ситуации, когда задолженность погашается после истечения срока договора, или не погашается вообще. В данных случаях разобраться в ситуации можно будет благодаря Гражданскому Кодексу РФ, в котором установлен срок исковой давности – 3 года.
Если изначально не был установлен срок, в который задолженность должна быть погашена, обязательство должно быть исполнено в разумные сроки после возникновения. Обязательство, которое не исполнено в надлежащий срок, должно быть исполнено за 7 дней с момента предъявления кредитором требования об исполнении.
Кредиторская задолженность – это долг предприятия перед другими организациями или работниками. Такая задолженность отражается на пассивных счетах расчетов с кредиторами по кредиту. Например, счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, или счет 71 “Расчеты с подотчетными лицами”.
Кредиторов, которым должно предприятие за поступившие материальные ценности или услуги, называют подрядчиками. Задолженность с ними отражается на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
Обязательства предприятия по платежам в бюджет, а также налог на доходы отражается на счете 68 “Расчеты по налогам и сборам”, задолженность организации по социальным нуждам отражается на счете 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”.
Расчеты по кредиторской задолженности могут быть как наличными, так и безналичными. Безналичные расчеты ведутся с помощью банков-посредников, а факт оплаты отражается как выбытие денежных средств со счета должника и поступление на счет кредитора.
Основные проблемы дебиторской и кредиторской задолженности:
- неправильный учет;
- договора, составленные с ошибками;
- отсутствие контроля за просроченными задолженностями.
Чтобы избежать данные проблемы, предприятию необходимо следующее:
- улучшить систему учета;
- регулярно проводить аудит расчетов с кредиторами и дебиторами;
- устанавливать в договорах сроки погашения задолженностей.
Система учета должна быть современной, все операции, связанные с денежными средствами, должны фиксироваться сразу же. На предприятии рекомендуется проводить регулярный аудит, как плановый, так и внеплановый. Договора должны содержать четкие даты, когда должны вноситься платежи. При нарушении режима платежей предприятие может предусмотреть пени.
Для совершенствования расчетов с различными дебиторами и кредиторами следует заняться следующим:
- наблюдать за размером дебиторской и кредиторской задолженности. Сильное увеличение дебиторской задолженности может повлечь за собой нарушение финансовой устойчивости и необходимость в привлеченных средствах. Преобладание кредиторской задолженности может привести к нарушению платежеспособности организации;
- необходимо контролировать просроченные задолженности и стараться закрыть их, уведомлять покупателей и заказчиков о просрочках. Также можно выстроить выгодные условия, например сделать скидку на продукцию при досрочном погашении платежа;
- нужно следить за покупателями и заказчиками, а также обращать внимание на их платежеспособность и наличие долгов. Рекомендуется ознакомиться с финансовой отчетностью предприятия, с которым планируется сотрудничество;
- необходимо ввести классификацию покупателей;
- при наличии задолженности у покупателя, его необходимо уведомить об этом, выслать претензию и расчеты по начисленным пени.
Для улучшенной организации расчетов применяется следующее:
- на предприятии организовать комиссию, которая будет заниматься сверкой расчетов заказчиков. Комиссия будет вести собственный журнал с датами просрочек и напоминаний;
- рекомендуется проводить индивидуальный анализ дебиторской и кредиторской задолженности для поставщиков и заказчиков;
- нужно завести систему учета задолженностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы с кредиторской и дебиторской задолженностью легко решить. Самое важное, это выстроить собственные условия и свою политику по отношению к должникам.
Данные рекомендации помогут предприятию улучшить учет расчетов с дебиторами и кредиторами.