Грамотно построенная система налогового планирования является определяющим фактором эффективности функционирования предприятия. Основным элементом налоговой политики государства является налог на прибыль, играющий важную роль в реализации фискальной функции данного вида выплат.
Налог на прибыль организаций регламентируется главой 25 НК РФ. Это прямой налог, который взимается с доходов российских юридических лиц и иностранных компаний, которые получают доход от источников в России.
Сложность налогового законодательства обусловливает возникновение вопросов в администрировании налогов и неясность для налогоплательщиков, что опосредует необходимость разъяснения нюансов оптимизации налогов, в том числе, по налогу на прибыль.
Налог начисляется на основании налоговой декларации, которую организация должна подать в налоговый орган по месту своей регистрации. Организации также имеют право списывать определенные расходы на производство или предоставление услуг, что позволяет уменьшить размер налога на прибыль [1].
Оптимизировать налоговые выплаты можно на основании:
- документального подтверждения расходов организации;
- обоснования критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов;
- осуществления контроля за размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли;
- подписания договоров с покупателями, на тех условиях, что осуществление перехода права собственности будет происходить лишь по мере оплаты;
- обоснования отнесения дебиторской задолженности в разряд сомнительных долгов для обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам;
- рассмотрения возможностей применения ускоренной амортизации, в т.ч. путем приобретения имущества в лизинг [2].
Ставка налога на прибыль организаций составляет 20%. Однако для определенных категорий налогоплательщиков предусмотрены различные льготы в виде пониженных ставок, налоговых каникул и т.д. В ст. 284-284.6 НК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, которые могут претендовать на получение подобных льготы [3].
Льготы предоставляются предприятиям, вид деятельности которых имеет приоритетный характер развития как для общества, так и для экономики страны в целом, к подобным относятся организации, занятые в следующих в сферах деятельности:
- При оказании социальных ставка налога может составлять 0% в отношении некоторых услуг, при соблюдении ряда условий, указанных в п. 1.9 ст. 284 НК РФ.
Обязательными условиями для получения льготы являются:
- регистрация в реестре поставщиков социальных услуг региона РФ;
- количество сотрудников не менее 15 человек;
- не менее 90% от всех доходов по итогам года должны составлять средства от оказания социальных услуг;
- услуга должна входить в Перечень Правительства РФ от 26.06.2015 № 638;
- существует запрет на применение векселей и финансовых инструментов для срочных сделок.
- Согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ имеют право на применение ставки в 0% организации, осуществляющие медицинскую и (или) образовательную деятельность [4].
Условия применения льготы, следующие:
- деятельность организации лицензирована;
- не менее 90% доходов организации поступают от осуществления деятельности, попадающей под льготу;
- на протяжении налогового периода количество сотрудников не менее 15 человек.
- в отношении медицинских учреждений не менее 50% штатных работников должны иметь действующие сертификаты специалистов;
- существует запрет на применение векселей и финансовых инструментов для срочных сделок.
Нулевая ставка действует в течении всего налогового периода и применяется ко всей налоговой базе плательщика.
- Сельскохозяйственные и рыбохозяйственные организации, отвечающие требованиям ст. 346.2 НК РФ, могут воспользоваться правом на уплату налога по ставке 0%, при условии обеспечения не менее 70% получаемой выручки от продажи собственной продукции.
- Компании-участники особой экономической зоны (ОЭЗ) или свободной экономической зоны (СЭЗ), также могут воспользоваться ставкой 0% в отношении части налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный бюджет. Чтобы воспользоваться данным правом необходимо выполнить условие ведения раздельного учета доходов и расходов компании.
В отношении части налога, исчисляемого в региональный бюджет ставка может быть уменьшена в пределах 13,5% [5].
- Для компаний резидентов территорий с опережающим развитием (ТОР) предусмотрена льготная ставка в размере 0% в отношении части налога, зачисляемого в федеральный бюджет согласно п. 1.8 ст. 284 НК РФ [6].
Условия, соответствие которым необходимо для применение данной льготы, следующие:
- наличие статуса участника ТОР;
- отсутствие обособленных подразделений;
- не менее 90% доходов организации получены от деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОР;
- применение исключительно общего режима налогообложения;
- ведение раздельного учета доходов;
- налогоплательщик не должен иметь статус свободной экономической зоны;
Срок действия льготы – 5 лет с момента получения прибыли в качестве участника ТОР.
Данные преференции не предусмотрены для организаций, занимающихся деятельностью в банковской сфере, в сфере страхования и также организаций-участников рынка ценных бумаг.
- В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании участники инвестиционных проектов могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль в отношении части платежа, поступающего в федеральный бюджет, при наличии статуса участника регионального инвестиционного проекта и получении не менее 90% доходов от деятельности в таком проекте.
- С 2021 года для предприятий и ИП, занятых в области IT, предусмотрены льготные ставки в размере:
- 3% – в федеральный бюджет;
- 0% – в бюджет региона.
Для применения подобной льготы необходимо соответствовать следующим условиям:
- Налогоплательщик должен быть включен в специальный реестр, и иметь документ о государственной регистрации в качестве лица, занятого в сфере IT.
- Штат сотрудников должен состоять не менее, чем из 7 работников.
- Не менее 90% от всего дохода налогоплательщика должны быть получены за год от операций, осуществляемых в сфере IT.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 26.03.2022 № 67-ФЗ в период с 2022-2024 гг. действуют налоговые каникулы, в рамках которых установлены полностью нулевые ставки налога для данных категорий налогоплательщиков.
Выводы:
- Налог на прибыль является значимым налогом в налоговой системе России.
- По налогу на прибыль в законодательстве предусмотрено большое количество льгот и преференций.
- От грамотно поставленной на предприятии учетной политики зависит устойчивость и эффективность предприятия.
- Налогоплательщику необходимо владеть знаниями в области налогового законодательства и уметь осуществлять налоговое планирование для оптимизации налогообложения в организации.
Авторы:
М.С. Хасанова (1), старший преподаватель;
Р.С. Махматхаджиева (2), старший преподаватель;
1 — Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова
2 — Грозненский государственный нефтяной технический университет им. Академика М.Д. Миллионщикова (Россия, г. Грозный)
Библиографический список:
- Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М, 2015.
- Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 460 с.
- Кузнецова О.Н. Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее оптимизации // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 3-1. – С. 34-37.
- Кузнецова О.Н. Оптимизация модели налогообложения субъектов малого бизнеса как фактор развития региональной экономики (на примере микро-и малых предприятий Брянской области): монография / О.Н. Кузнецова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Брянский гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского, Социально-экономический ин-т. – Брянск, 2012. – 155 с.
- Слободняк И.А. Налоговый учет основных средств: учеб. пособие / И.А. Слободняк, Т.Г. Арбатская. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. – 86 с.
- Семенихин В.В. Налог на прибыль организаций, доходы и расходы / В.В. Семенихин. – М.: ГроссМедиа, 2014. – 1893 с.