Современная экономическая ситуация в России обусловлена противоречивыми факторами: с одной стороны, санкционное давление стран Запада, последствия пандемии коронавируса, политическое обострение в мире, а с другой стороны – открывшиеся возможности в связи с уходом значительного числа основных конкурентов с различных рынков сбыта, стабилизация экономики ввиду утверждения мероприятий поддержки со стороны государства. В связи с этим российским компаниям целесообразно все усилия направить на достижение устойчивого экономического развития.
Одним из направлений по улучшению функционирования деятельности предприятия и повышению основных финансово-экономических показателей является внедрение в процесс осуществления хозяйствования инструментов цифровой экономики. Также в процессе управления особый упор необходимо делать на применение инновационного менеджмента, так как он направлен именно на управление инновациями, создающими возможности для экономии средств или усовершенствования производимого продукта. Можно воспользоваться готовыми практическими методиками к управлению инновациями и к организации финансирования инновационных проектов, направленных на внедрение цифровых технологий. И, прежде чем переходить к конкретным мероприятиям, необходимо оценить инновационный потенциал, определяющий возможности реализации того или иного проекта.
В данной статье мы рассмотрим основные проблемы и перспективы цифровой экономики в России, знание и учет которых позволит более грамотно подойти к процессу организации внедрения цифровых технологий в деятельность хозяйствующего субъекта.
С точки зрения обеспечения экономической безопасности и совершенствования инновационного менеджмента России становится принципиально важным идти в ногу с развитыми странами и ускорить внедрение цифровых технологий. В связи с этим, следует сосредоточиться на основных проблемах, связанных с отставанием России в условиях цифровизации экономики, которые проявляются в следующем:
- Цифровизация экономики предполагает ускорение темпов экономического роста за счет повышения эффективности управления, финансового обеспечения и производства продукции, увеличивая конкурентоспособности национальной экономики в целом. В России этот вопрос особенно актуален для реального сектора экономики, от уровня цифровизации будет зависеть конкурентоспособность выпускаемой продукции, позиции страны на мировых рынках, формирующих предпосылки для устойчивого развития, поскольку в сфере управления, финансов, в сфере услуг цифровая экономика уже запущена.
- Также серьезной проблемой является сокращение рабочих мест среди низкоквалифицированных профессий. Относительно полностью могут уйти такие профессии, как продавец, кассир, оператор, что безусловно приведет к росту уровня безработицы. Следовательно, нужно продумать способы профессиональной переориентации и трудоустройства по данной категории людей.
- Цифровизация экономики порождает риски изменения тынка труда, структуры занятости и проблемы соответствия качества человеческого капитала и его готовности к освоению цифровых технологий. При этом практически неизбежно возникает разрыв между структурой спроса и предложения на рынке труда. Эти проблемы требуют тщательного изучения и оценки последствий возможного массового высвобождения трудовых ресурсов при разработке новых цифровых технологий в различных сферах деятельности.
- Следует обратить внимание на то, что Россия включается в процесс ускоренной цифровизации экономики в условиях технологической отсталости и высокой степени технологической зависимости от развитых стран мира. Учитывая эту проблему следует понимать, что, приобретая новое лицо в традиционной индустрии, в сфере государственного управления, Россия, как догоняющая страна, попадает в риски цифровой колонизации, то есть когда выстроенная цифровая экономика будет принадлежать не нам, управляться извне, служить чужим интересам.
- Стремительное развитие цифровых технологий, особенно в государственном управлении и финансовой сфере, способно порождать риски киберпреступности, которые негативно влияют на экономическую безопасность страны.
- Самой серьезной проблемой является отсутствие достоверной и точной статистической информации о состоянии экономики и отраслей народного хозяйства.
Перспективы цифровой экономики можно разделить на две составляющие: глобальные перспективы для развития государства и общества, усиление роли государства в мировом сообществе и частные перспективы, касающиеся граждан, пользователей товаров, образовательных, государственных, медицинских и других услуг.
К глобальным перспективам относятся, в первую очередь, эффективное управление государством. Управление с применением программ роста экономики, производительности труда и возрождения индустрии, регулирование и коррекция которых происходит на основе интуиции.
Из предыдущей глобальной перспективы, а именно повышения эффективности управления государством, выходит следующая перспектива, уменьшение числа управленцев, уменьшение объема их работы и роли в управлении государством. Это приведет к значительному снижению расходов на управляющий государством аппарат.
Также к глобальным перспективам следует отнести оптимизацию системы образования, когда появится возможность четкого планирования образовательного процесса, которое позволит оценить общественную потребность во врачах, педагогах, инженерах и специалистов других специальностей.
Основные перспективы развития:
- рост производительности труда;
- повышение конкурентоспособности компаний;
- снижение издержек производства;
- создание новых рабочих мест;
- более полное удовлетворение потребностей людей;
- преодоление бедности и социального неравенства.
Таким образом, формирование цифровой экономики предполагает общую технологическую модернизацию всех сфер экономики, а она возможна только лишь при формировании инновационной модели развития, внедрения передовых технологий формирующегося нового технологического уклада.
На сегодняшний день положение России в цифровой сфере серьезно уступает развитым странам, однако, в обществе сложилось достаточно ясное представление о необходимости развития этого направления, поскольку продукты цифровой экономики становятся катализаторами позитивных изменений во всем без зоны исключения.
Наличие проблем, связанных с цифровизацией экономики и угрожающих экономической безопасности, требует в первую очередь развития индустрии информации, которая является ядром для цифровой экономики. Индустрия информации включает сектор информационно-коммуникационных технологий и сектор контента и средств массой информации.
В ходе совершенствования управления процессами цифровизации возрастает роль цифрового правительства. Оно должно стать не только поставщиком услуг, что более характерно для электронного правительства, оно само должно стать органом, определяющим политику, то есть принять решения о том, какую политику разрабатывать, чтобы более успешно развивать цифровую экономику.
Вместе с тем, цифровизация экономики потребует соответственно увеличить затраты на научные исследования и разработки, связанные с цифровыми технологиями.
Ускоренное развитие цифровых технологий усугубляет проблему качества человеческого капитала, требующее повышения квалификации персонала, способных формировать, продвигать и работать в цифровой экономике. Речь идет об увеличении численности исследователей, работающих в области новых технологий, программистов и инженерно-технических кадров в сфере цифровых технологий, квалифицированных государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных учреждений и так далее. В связи с эти нужны новые подходы в образовании, направленные на подготовку творческих, креативных специалистов, мотивированных на развитие и инновационную деятельность.