Цифровая Валюта Центрального Банка — ЦВЦБ (цифровой рубль).
Замена цифровым рублём существующих форм денег или его параллельное с ними обращение с функционалом наличности или частного капитала нецелесообразно в силу технологической избыточности и неэффективности в снятии рисков. ЦВЦБ, таким образом, дополнит существующую безналичную форму денег, используемую в качестве частного капитала, но при этом законодательно, нормативно и институционально будет существовать вне банковской системы.
В краткосрочной перспективе предлагается непосредственная замена бюджетного финансирования прямым кредитованием в форме ЦВЦБ инфраструктурных и иных инвестиционных проектов. Следует также рассмотреть институциональное и нормативно-правовое оформление инвестиций в стратегические отрасли народного хозяйства на плановой проектной основе с использованием методологии межотраслевого баланса.
Централизация инвестирования и, следовательно, получения прибавочной стоимости, позволит минимизировать риск её избыточного накопления. Наличие труда и средств производства очевидно должны и в предлагаемом сценарии будут являться ограничительными факторами для эмиссии ЦВЦБ, что снизит риск роста монетарной инфляции. В среднесрочной перспективе предполагается положительный эффект на инфляцию издержек вследствие значительного объёма инвестиций в образование, НИОКР, здравоохранение и экологию.
При предлагаемом использовании ЦВЦБ имеется положительный эффект для банковского сектора в виде дополнительной ликвидности, снижения основных рисков и возможности концентрации частного капитала на естественных для него инвестициях. Внедрение цифрового рубля в описанном виде потребует и сделает возможным переосмысление стратегии развития народного хозяйства и, следовательно, денежно-кредитной политики (ДКП) вкупе с институциональным и нормативно-правовым оформлением эмиссии и обращения ЦВЦБ.
Наличные деньги, реализующие функцию меры стоимости
Так как ЦВЦБ есть форма денег, то осмысление её использования должно исходить из её соответствия функциям денег в рамках существующей в России капиталистической формы организации экономики – имея в виду дуализм этого функционала – деньги как деньги и деньги как капитал.
Наличность продолжает быть канонической формой денег, используемой для обмена на средства существования. В нашей стране распространены удобные, быстрые и надёжные электронные механизмы [6] использования её безналичного эквивалента в оптово-розничной торговле и информация о таких сделках широко доступна в силу закона и нормативных актов надзорным органам и иным сторонам. Эмиссия происходит производством банкнот и монеты государством, и на начало 2023 наличность составляет порядка 15 трлн руб. или 1/5 от денежного агрегата М2. [7]. Безналичный эквивалент наличности широко используется и в международной торговле. Основные риски в этом контексте – заинтересованность стран (политический риск), динамика курсов туземных валют во временных рамках сделки (курсовой риск) и непосредственно возможность осуществления платежей (операционный риск для покупателя и кредитный — для продавца). Для минимизации этих рисков (в основном курсового и политического) применяются валютные свопы, существующие для многих значимых валютных пар – доллар-евро, фунт-йена, рубль-юань и т.д. Также используются электронные платёжные и информационные механизмы и инструменты банковского торгового финансирования, которые снимают операционный и кредитный риски.
Также практикуется введение дополнительной сущности в виде третьей, в том числе синтетической или виртуальной/цифровой денежной единицы как меры стоимости (доллар США, азиатская валютная единица [8], криптоактивы). В таком случае расчёты в рамках торговой сделки могут проходить с использованием такой денежной единицы, впоследствии конвертируемой в туземные деньги. Использование доллара США в этом качестве было весьма распространено, но становится нерационально из-за высоких и трудно прогнозируемых политических рисков. В целом использование синтетических мер стоимости, в том числе криптоактивов, не снимает политического риска и технологически избыточно; использование валют третьих стран (доллар США, евро, юань) только увеличивает политические и курсовые риски.
Отметим, что отечественные электронные платёжные системы, например СБП или НСПК «Мир» позволяют с осуществлять проводки практически в реальном времени, технологически интегрируемы с аналогичными международными или национальными системами и вполне пригодны для конструирования пользовательских аппаратно-программных решений [6].
В этой связи очевидно, что внедрение ЦВЦБ в качестве электронного эквивалента наличности технологически избыточно для оптово-розничной внутренней и бессмысленно для трансграничной торговли. В первом случае существующие электронные платёжные механизмы вполне адекватны, а во втором ЦВЦБ вовсе не снимает политические риски, являющиеся основными.
Безналичные деньги, реализующие функцию капитала
Безналичные деньги в виде электронных записей на банковских счетах используются для выполнения функции финансового капитала, т.е. авансируются на труд и вещественные средства производства. Агенты капитала – банки и небанковские организации – содействуют превращению денег в капитал и появлению прибавочной стоимости. Эмиссия осуществляется ЦБ РФ или непосредственно банками при кредитовании — в рамках нормативно-правовой, в том числе пруденциальной, среды, которая, в частности, призвана ограничивать избыточное накопление потенциального денежного капитала.
В отличие от банкнот, каждый безналичный рубль не идентифицируем, однако движение безналичных денег прослеживается по собственникам – физическим и юридическим лицам – и прозрачно для регулятора и надзорных органов. Существуют юридические и практические механизмы ограничения прав владельцев безналичных денег – арест счетов, безакцептное списание в силу договора или судебного решения, режим счетов эскроу, и т.п.
Цифровой рубль как форма денег
ЦВЦБ есть особая форма национальной валюты, которая эмитируется в цифровом виде государственным эмиссионным центром. Единица цифрового рубля имеет форму уникального цифрового кода, генерируемого на аппаратно-программной платформе эмиссии, учёта и обращения ЦВЦБ. Реестр связанных блоков является удобной базовой технологией для такой платформы, т.к. обеспечивает полноту, достоверность и надёжность хранения информации. Также с помощью таких технологий реализуем механизм алгоритмизируемых сделок по переходу прав с заданными характеристиками по составу участников, времени, объёму и т.д., что позволяет контролировать целевое использование ЦВЦБ.
Эмитент – в соответствие с приоритетами ДКП – задаёт характеристики цифровой формы денег, например, ограничив её хождение только среди юридических лиц или только для выполнения определённого набора операций. Это, например, прямо указано на государственном уровне у эмитента основной мировой резервной валюты [10].
В целом основными отличиями ЦВЦБ от существующих безналичных денег являются индивидуальная идентифицируемость всякого цифрового рубля и возможность эмиссии и оборота без участия банков.
Цифровой рубль как государственный финансовый капитал
С технологической точки зрения, цифровой рубль может как дублировать, так и заменить функционал обеих существующих форм денег – так что конфигурация ЦВЦБ конкретной страны определяется задачами её социально- экономического развития и, следовательно – приоритетами ДКП. Если, как было показано выше, цифровой рубль не имеет смысла использовать в качестве наличности, то, соответственно, его целесообразно применять исключительно в качестве денежного капитала, принимая во внимание особенности текущего экономического момента: необходимость индустриализации, развития инфраструктуры, инвестирования в НТП и социально-значимые отрасли экономики – с учётом минимизации избыточного накопления прибавочной стоимости и эффекта на монетарную инфляцию, и имея в виду потенциал роста агрегата М2 на 50-60 трлн рублей.
Указанный объём дополнительных денег в экономике рассчитан с учётом того, что в нашей стране на конец 2022 денежный агрегат М2 составляет около 75 трлн рублей, а ВВП – около 130 трлн рублей [7, 9], а в общем случае эти два показателя должны быть близки.
Рассмотрим, возможно ли реализовать эти задачи посредством существующих источников денежного капитала – частного и государственного. В настоящее время банки непосредственно придают деньгам характер капитала, проводя их эмиссию посредством сделок кредитования субъектов хозяйственной деятельности. При этом с технологической точки зрения функция превращения банковских безналичных денег в капитал и обратно в деньги реализуется эффективно, и дублирование цифровым рублём функционала существующих электронных денег представляется избыточными. Иными словами, совершенно невероятно, что наличие у банков новой формы денег позволит рассчитывать на необходимое существенное увеличение объёмов целевого кредитования стратегических отраслей экономики – что методологически очевидно и подтверждается практикой QE после кризиса эффективности капитала 2007-2009 годов во всех значимых капиталистических странах.
Кредитором может являться и государство посредством прямого бюджетного финансирования или вследствие акционерного контроля. Очевидно, что сферы применения частного и государственного капитала совершенно различны в силу различных интересов частного и государственного акционера. Так, для первого характерны короткие горизонты планирования и, соответственно, краткосрочность активов и пассивов, заинтересованность в текущей дивидендной доходности, склонность к простым инвестиционным проектам, например розничное потребительские кредитование, торговое финансирование и тому подобное. Государство, напротив, традиционно совершает долгосрочные инвестиции в стратегических и социально-значимых отраслях экономики – инфраструктура, НТП, жилищное и в целом капитальное строительство, здравоохранение, образование, ВПК и АПК и т.д.
Цифровой рубль является предпочтительной – по сравнению с обычным безналичным рублём – формой денег для выполнения функции государственного финансового капитала. Так, кредитная эмиссия денег посредством покупки банками ОФЗ имеет (а) ограничения в контексте размера и баланса бюджета и (б) определённую транзакционную стоимость и высокую ожидаемую доходность. При выпуске государством долговых обязательств – предположим, для целевых инвестиций в некий производственный или инфраструктурный проект – покупатели облигаций ожидают не только возврат номинала, но и получение процентного дохода, т.е., авансируют финансовый капитал сначала государству, а оно уже потом авансирует его на труд, его средства и предметы. Инвесторы никак не способствуют превращению финансового капитала в производительный – наоборот, они делают этот процесс дороже, получая прибавочную стоимость от правительства, что требует соразмерного увеличения доходности от инвестиционного проекта и роста бюджетных расходов. Кроме того, имеется принципиальное противоречие в использовании частного капитала для создания таким образом государственного капитала – интересы частного и общественного акционера совершенно различны по целям инвестиций, их срочности и доходности. Цифровой рубль лишён этих недостатков:
- эмиссия ЦВЦБ не требует участия третьих сторон и имеет низкие транзакционные издержки.
- ЦВЦБ позволяет непосредственно трансформировать государственный денежный капитал в производительный – минуя дорогостоящий этап заимствования частного финансового капитала.
Соответственно, в контексте текущей экономической ситуации в нашей стране – низкой монетизации и индустриализации экономики, высокой ставки банковского ссудного процента и высоки-ми рисками для частного капитала — целесообразно использовать ЦВЦБ в качестве государственного капитала т.е., как средство прямого проектного государственного инвестирования.
Цифровой рубль, таким образом, будет являться функциональным аналогом банковских электронных денег, но институционально, законодательно, нормативно и практически – вне банковской системы и исключительно под контролем ЦБ как государственного кредитора. Сформируется 3 формы денег и 3 контура их использования:
- Наличность и её безналичный эквивалент, используемые для приобретения предметов потребления и торговли в широком смысле
- Существующий безналичный рубль, используемый банками как финансовый капитал при инвестициях, соответствующих интересам банковского сектора – краткосрочность активов и пассивов, неспособность управлять рыночным и нормативно-правовым рисками.
- Цифровой рубль, используемый как государственный капитал для инвестиций на плановой основе в стратегических областях экономики, например энергетика, нефтехимия, инфраструктура, ВПК, АПК, НТП, образование и здравоохранение, экология, квантовые вычислительные технологии и комплексы, космос, авиа- и судостроение и т.д.
В этой связи важно отметить, что так как эмиссия и оборот ЦВЦБ технологически с банками не связаны – кроме простых рассчётно-кассовых операций – то нормативно-правовое регулирование банков и modus operandi их хозяйственной деятельности останутся без изменений, что облегчит работу с естественными для частного капитала инвестиционными проектами.
С другой стороны, формальное и практическое разделение частного и государственного капитала по форме денег облегчит для соответствующих государственных органов работу по разработке и внедрению правил использования ЦВЦБ, в том числе и с институциональной точки зрения.
Задачи и принципы использования ЦВЦБ как государственного капитала
Основную задачу использования цифрового рубля предлагается сформулировать следующим образом:
Оптимизация применения государственного денежного капитала в стратегических отраслях народного хозяйства, в том числе за счёт снижения его стоимости и рисков для хозяйственных субъектов, рационального использования частного финансового капитала и минимизации рисков избыточного накопления прибавочной стоимости и роста монетарной инфляции.
Таким образом, для эффективной реализации функции госкапитала цифровой рубль должен инвестироваться на глубину производственных цепочек, т.е. в рамках долгосрочных проектов с вертикально и горизонтально взаимосвязанными хозяйственными субъектами и с учётом минимизации импорта, кроме труда и первичных ресурсов. ЦВЦБ используется в качестве переменного и постоянного капитала [2, c. 184], т.е. авансируется на приобретение труда и его предметов и средств, соответственно, снимая основные риски хозяйственной деятельности для субъектов производственной цепочки:
- процентный и кредитный риски – гарантированным доступом к капиталу во времени и объёму.
- рыночный риск – гарантированным спросом на продукцию, уходящей выше/вбок по цепочке по известным объёму и цене.
- операционный риск – гарантированным доступом к средствам труда и в основном – к предметам труда.
Таким образом обеспечивается планомерность производства и возможность расчёта а priori и учёта a posteriori макроэкономического эффекта на ВВП, валовый выпуск и налоги, материализующегося по итогу производственного цикла. Такой эффект рассчитывается по методологии межотраслевого баланса [1, 4, 5] и выявляется, в частности, по налоговым платежам в режиме реального времени. Соответственно, налоги, получаемые в результате реализации инвестиционных проектов, по сути являются прибавочной стоимостью – аналогом процентного дохода банка. Возможно не только формально установить нулевую ставку ссудного процента для объектов инвестирования, но и списывать часть номинала долга в определённых обстоятельствах, например для социально-значимых отраслей народного хозяйства. Следовательно, финансовая нагрузка на субъект хозяйственной деятельности уменьшается – снижая стоимость конечной продукции – без ущерба для кредитора, а прибавочная стоимость в денежной форме распределяется по консолидированному государственному бюджету во избежание её избыточного накопления.
Поставленная задача обуславливает принципы использования ЦВЦБ:
- В качестве прибавочной стоимости принимается материализованный в денежной форме эффект на налоги, рассчитываемый по методологии межотраслевого баланса, симметрично соотнося обобществлённого заёмщика с государственным кредитором.
- Учитывается финансовая взаимосвязанность во времени и унифицируется норма прибыли субъектов хозяйственной деятельности на глубину производственной цепочки финансируемых проектов
- Реализуется нормативно-правовое и институциональное разделение оборота цифрового рубля и банковских безналичных денег для оптимизации использования частного и государственного капитала
- эмиссия ЦВЦБ осуществляется в объёме прямого проектного кредитования в стратегических отраслях экономики. Реализуется модель, сочетающая непосредственное производство денег (как выпуск наличности) и кредитную эмиссию (как создание безналичных денег в процессе кредитования).
Области применения цифрового рубля
Использование цифрового рубля представляется целесообразным в традиционных для государственного финансирования областях:
- НТП, фундаментальные и прикладные НИОКР в здравоохранении, образовании, экологии и т.п. Типичными проектами можно назвать разработку квантовых вычислительных технологий, исследования в энергетике, химии, материаловедении, физике, селекционная и племенная работа в АПК и т.д.
- Инфраструктура – энергетические генерирующие мощности и сети, дороги, мосты, аэропорты, квантовая и традиционная связь, и т.п. С финансовой точки зрения государство покупает объект инфраструктуры (предмет труда) и, соответственно, возвратность инвестиций в денежной форме не подразумевается.
- Производственные мощности в стратегических отраслях экономики – авиа- и судостроение, космос, АПК, ВПК, чёрная и цветная металлургия, добыча и переработка полезных ископаемых, квантовые вычислительные мощности и т.п. С финансовой точки зрения государство кредитует с нулевой процентной ставкой субъекты хозяйственной деятельности для увеличения производственных возможностей по объёму, качеству и номенклатуре товаров.
Следует отметить, что зачастую инвестиционные проекты будут сочетать все элементы, например и создание новых производственных мощностей, и строительство энергетической, жилой и транспортной инфраструктуры, и проведение научных исследований и НИОКР, и т.д.
Заметим, что настоящее время такого рода проекты реализуются в нашей стране – строятся мосты и дороги, модернизируются аэропорты, разрабатываются технологии и строятся объекты атомной энергетики и квантовых вычислений и связи, производятся авиационная и космическая техника, и т.д. Соответственно, в краткосрочной перспективе возможно и целесообразно замещение бюджетного финансирования таких проектов госкапиталом в виде цифрового рубля. Важно отметить, что высвобожденные таким образом бюджетные средства – предположительно в размере нескольких триллионов рублей в год – необходимо использовать с учётом минимизации эффекта на монетарную инфляцию, например – в целях пополнения государственных пенсионных накоплений, финансирования НИОКР и жилищного строительства и модернизации, программ налоговой мотивации частного капитала в определённых отраслях народного хозяйства и т.д.
Очевидно, что в общем случае ограничительными факторами для количества финансируемых проектов и, соответственно, эмиссии ЦВЦБ, могут быть только доступность капитала, труда и его предметов и средств и предоставление капитала бессмысленно, если для реализации проекта недостаточно технологий, рабочей силы или средств производства. Следовательно, предлагается следующая классификация инвестиционных проектов для целей применения цифрового рубля:
- Первая категория – проекты в стратегических отраслях экономики, для реализации которых не существует в настоящее время ограничительных факторов, кроме капитала. Предположительно, подобные проекты в настоящее время финансируются бюджетными средствами и целесообразно их замещение капиталом в форме ЦВЦБ.
- Вторая категория – проекты по увеличению объёма и ассортимента предметов и средств труда, что, в свою очередь, позволит реализовывать дополнительные инвестиционные проекты первой категории при условии достаточности предложения труда.
- Третья категория – проекты в НТП, образовании, здравоохранении, экологии и иных социально- и общественно-значимых областях народного хозяйства, положительно влияющие на производительность труда и его отраслевое распределение.
В виду обсуждаемого дефицита рабочей силы для инфраструктурных проектов второй категории можно предположить для них значительный импорт труда, что при должной постановке дела создаст условия для использования части объёма оплаты труда за рубежом и дополнительно снизит риск роста монетарной инфляции.
Взаимодействие между тремя формами денег
С одной стороны, наличные и банковские безналичные деньги сохраняют без изменения существующие формы и механизмы взаимодействия.
С другой стороны, цифровые рубли могут при определённых обстоятельствах быть конвертированы в безналичные деньги. Напомним, что ЦВЦБ будут авансироваться как на средства труда (в бухгалтерской терминологии – внеоборотные средства), так и на труд и его предметы (оборотные средства) с учётом взаимозависимых по цепочке добавленной стоимости смет и бюджетов, что обусловит необходимость конвертации в без-наличные деньги – например, для оплаты ФОТ, налогов и сборов. Предварительные расчёты показывают, что порядка 60% инвестиций (оплата труда и налоги) будут превращены в безналичные деньги и из них 2/3 – в эквивалент наличности, т.е. использоваться для покупки предметов потребления, что не представляется существенным факто-ром роста монетарной инфляции ввиду малой значимости сравнительно с оборотом розничной торговли порядка 40 трлн. рублей в год.
В процессе производства часть денежного оборота между хозяйственными субъектами «вниз» или «вбок» по производственной цепочке будет происходить непосредственно в виде ЦВЦБ, например оплата поставок сырья, энергии или комплектующих. Кроме того, возврат инвестиций по проектам второй категории также должен осуществляться исключительно в форме цифрового рубля.
Стоит отметить, что конвертация в коммерческих банках ЦВЦБ в безналичные деньги позволяет их использовать в качестве финансового капитала, что для банковской системы означает увеличение процентного дохода, уменьшение средневзвешенной стоимости капитала и увеличение его размера. Возникает вопрос о наличии инвестиционных проектов для применения такого дополнительного капитала. Однако известно, что создание инфраструктуры предполагает увеличение предметов и средств труда (дороги, связь, энергетика и т.д.), что, в свою очередь, создаёт инвестиционные возможности и для частного капитала – например, строительство жилой и коммерческой недвижимости у новых станций метро, транспортно-логистические проекты при постройке новых дорог и мостов, материализация результатов НТП в виде технологий или снижение их стоимости и т.д.
Накопление капитала
Маркс [3] и особенно Люксембург [2] более 150 лет назад подробно раскрыли природу, проявления и последствия основной и до сих пор неразрешённой проблемы капиталистической формы организации народного хозяйства. Известно, что при расширенном воспроизводстве [2, c. 82] кумулятивно нарастающий размер прибавочной стоимости в денежной форме превышает возможности её капитализации и использования для приобретения средств существования, что в динамике приводит к превышению предложением денег спроса на них [2, c. 100]. Основными направлениями решения этой проблемы являются (а) расширение спроса на деньги и капитал интенсивными (потребительское кредитование, неремонтопригодные предметы потребления, инвестиционные госпрограммы) или экстенсивными (колониализм и империализм) методами и (б) государственное регулирование/ограничение инвестиционной деятельности (в крайней форме – полное замещение частного капитала общественным).
Рассмотрим, как применение цифрового рубля в предлагаемом формате может позволить частично и временно нивелировать данную проблему:
- Прибавочная стоимость, полученная в результате авансирования государственного денежного капитала в форме ЦВЦБ, материализуется в виде налоговых поступлений и таким образом исчезает необходимость в её капитализации и появляется возможность распределения непосредственно на общественно-значимые цели с учётом минимального риска роста монетарной инфляции
- Инвестиции в целях увеличения количества и номенклатуры и снижения стоимости средств и предметов труда – которыми может воспользоваться и частный, и государственный капитал – позволят снизить инфляцию издержек, что сделает возможным производство и дополнительное потребление средств существования
- Унификация нормы чистой прибыли на уровне соразмерным сниженным рискам у хозяйственных субъектов в рамках финансируемых цифровым рублём производственных проектов позволит замедлить процесс накопления у них прибавочной стоимости.
Стоит отметить, что дополнительная ёмкость монетизации российской экономики порядка 60 трлн рублей индифферентна к акционерной принадлежности финансового капитала – государственный он или частный — при условии его применения с учётом риска монетарной инфляции и таким образом позволяет рационализировать капитализацию прибавочной стоимости. Несмотря на вышесказанное, экстенсивное направление поиска применения избыточной прибавочной стоимости представляется в целом неизбежным, пусть и отложенным во времени.
Прочие аспекты использования цифрового рубля
С сугубо технологической точки зрения для обеспечения информационной безопасности представляется целесообразным разработать отечественную платформу учёта ЦВЦБ без использования иностранных программно-вычислительных комплексов. Отметим, что технологии связанных блоков на текущий момент считаются полностью защищёнными от квантового криптоанализа, а системы шифрования на основе закрытого и открытого ключей – наоборот – вовсе не защищёнными.
В рамках предлагаемой концепции использования цифрового рубля частота транзакций (тысячи в день) и количество участников (десятки тысяч) весьма незначительны, но объём цифровых рублей в штуках (десятки триллионов) на несколько порядков превышает количество единиц наиболее известных криптоактивов (BTC ~20 млн, ETH ~120 млн, XRP ~48 млрд [11], [12]), что потребует оригинальных решений в аппаратно-вычислительной архитектуре платформы ЦВЦБ. Разумеется, приводится исключительно технологическое сравнение – цифровой рубль вовсе не является аналогом криптоактивов.
Очевидно, что практическое внедрение и использование цифрового рубля потребует создания отдельной институциональной и нормативно-правовой среды, требующей осмысления не только с технологической, но и корпоративно- управленческой и политической точек зрения. Представляется целесообразным, в частности, использовать госбанки с законодательно закрытой отчётностью для непосредственного осуществления проводок в форме ЦВЦБ. Представляются неизбежными и некоторые правки общего банковского регулирования, в том числе пруденциального, в особенности в связи с изменением сферы применения частного капитала.
Автор
Милютин А.Н., МВА, Wilkes University, г. Москва
Для цитирования: Милютин А.Н. О задачах и принципах применения цифрового рубля // Russian Economic Bulletin. 2023. Том 6. № 2. С. 227 – 234.
Литература
- Дмитриев В.К. «Экономические очерки», Москва: Типолитография В. Рихтера, 1904.
- Люксембург, Роза «Накопление Капитала. Том 1 (К вопросу об экономическом объяснении империализма)». М.,Л.: ОГИЗ Соцэкгиз, 1934.
- Маркс, Карл Фридрих, «Капитал. Критика политической экономии» М.: АСТ, 2021.
- Смирнов, А.Д. «Динамическая модель межотраслевого баланса», М.: Московский ордена Трудового Красного Знамени институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, 1964.
- Эйдельман, М.Р. «Межотраслевой баланса общественного продукта: (теория и практика его составления)» М: Статистика, 1966.
- АО НСПК: Официальный сайт. Москва. (дата обращения: 26.01.2023) URL: https://mironline.ru/nspk/
- Банк России: Официальный сайт. Москва. (дата обращения: 26.01.2023) URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/dkfs/monetary_agg/
- Research institute of Economy, Trade and Industry (Japan): Официальный сайт. Токио. (дата обращения: 26.01.2023) URL: https://www.rieti.go.jp/users/amu/en/detail.html
- Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт. Москва. (дата обращения: 26.01.2023) URL: https://rosstat.gov.ru/
- Federal Register Vol 87, № 49, 03.14.2022: (дата обращения: 26.01.2023) URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/FR-2022-03-14/pdf/2022-05471.pdf
- Bitcoins.net (дата обращения: 26.01.2023) URL: https://bitcoins.net/investing/limits-of-supply
- Currency.com (дата обращения: 26.01.2023) URL: https://currency.com/how-many-ethereum-are-there