Вся хозяйственная деятельность предприятия невозможна без такого понятия, как цена и ценообразование. Для деятельности любого предприятия, цена выступает важным звеном экономического механизма, от которого зависит вся хозяйственная деятельность на предприятии. Производство товара и услуг, а также распределение напрямую испытывают воздействие цены. Рыночный механизм отношений производитель – потребитель существуют во взаимосвязи, которая осуществляется через цену. В условиях рынка, спрос и предложение, находятся в равновесном состоянии благодаря цене. Роль цены приобретает больший вес при росте хозяйствующих субъектов, многообразие форм деятельности, конкуренция на рынке товаров и услуг, падение рентабельности, снижение эффективности производства. Роль жизнеспособности субъектов экономической деятельности зависит от роста, стабильности, соотношения цен. Воздействие цен является значимым, так как оно напрямую влияет на платёжеспособность, рост или падение доходов, инвестиции предприятия.
Цена представляет собой стоимость продукции в денежном выражении. Рассмотрим ряд функций цены. Первая функция – учётная. В ней отражаются трудовые затраты, которые связаны с производством, реализацией продукции. Так же подлежат учёту расходы, связанные с процессом производства.
Следующая функция — стимулирующая. На каждом предприятии, в процессе производства товаров и услуг важное место играет бережное отношении к ресурсам, рост производительности за счёт эффективности производства, качество выпускаемой продукции, используется для развития ресурсосбережения, технологический прогресс.
Распределительная функция – чистый доход в государственный бюджет, региональный бюджет.
Для предприятия важным является умение чётко определять цену на продукцию в соответствии с рынком товаров и услуг, уметь варьировать её. Это обеспечит решение вопросов по объёму прибыли, которое запланировано в перспективном плане развития организации.
Установление цены на товары или услуги для предприятия выступает важным элементом успешной конкуренции на рынке товаров, а также является значимым при реализации продукции, а значит и в получении прибыли. Рассмотрим ценовые преимущества. Цена выступает особенным средством, влияющим на спрос и продвижение товара, при этом не нужно никаких других вложений, как в случае рекламных компаний, проводимых для рекламы товаров и услуг. Потребительский спрос на продукцию определяется установленной ценой. В тех случаях, когда методом стимулирования продаж выступает реклама, цена играет значительную роль в качестве средства поддержки.
Нужно отметить, что покупатель при покупке товара с установленной ценой, удовлетворяющей его представления и запросы, получает выгоду от покупки – таким образом, проявляется воздействие цены на потребителя.
Цена является свойством продукции, выступающем в ряду таких как, качество, потребительские свойства. При высокой цене на продукцию существуют угрозы продажи товара в небольших объёмах.
Рассмотрим несколько ценовых стратегий организации. Снижение цен при первоначально высоких значениях. Это стратегия высоких цен. Она возникает в том случае, когда организация запускает на рынок товаров и услуг новые изделия и престижные товары. Так же данная стратегия действует в условиях, когда нет зависимости или она невелика, спроса от цены. Данная стратегия даёт положительный результат при условии ограниченной конкуренции на данный вид товара, а также возросший спрос потребителей на данный вид товара.
Следующий вид стратегии возникает в ситуации, когда цена на товар изначально является низкой. При установлении на рынке доминирования и престижа товара, цена начинает расти. Этот вид стратегии называется стратегия низких цен.
Средний уровень прибыли является самым распространённым для организаций. Расчёт идёт от вложенного капитала при производстве товара. Характеризует стратегию средних цен.
Следующий вид стратегии – это дифференцирование цен. Этот вид характерен установлением скидок или надбавок. Действует для рынков с различным уровнем спроса на данный товар, потребителей с различным уровнем градации достатка и потребительской способности.
Продажа товара, имеющего стабильную цену характерна для массовых продаж. Товар является однородным. Рынок характеризуется наличием конкурентов. Данная стратегия стабильных цен.
Колебание спроса, величина издержек производства, количество продаж рождает стратегию нестабильных цен.
Цена тождественна качеству товара. Данная стратегия необходима в том случае,
когда несоответствие цены и качества может привести к серьёзным последствиям
для предприятия.
Стратегия влияет на политику ценообразования, которой придерживается организация.
Назовём этапы, из которых складывается ценообразование предприятия. Руководство организации обосновывает цели. Определяется спрос на рынке на производимую продукцию. Ведётся подсчёт затрат производства, затрат реализации продукции. Внимание уделяется конкурентам. Их уровню цен на данную продукцию. Учитываются методы ценообразования. Определяется цена на производимую продукцию. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.
Вывод. Для предприятия важным является получение прибыли, что является коммерческим интересом организации. А также формирование чистой прибыли организации, что в свою очередь зависит от рыночных факторов. К таким факторам относится стратегия предприятия. Мы рассмотрели ценовую стратегию. Так же к таким факторам относятся возможности предприятия на рынке предлагаемых товаров и услуг. Важную роль играет фактор конкуренции. Немаловажным является объём реализации продукции организации.
Формирование цены имеет свои сложности. Во-первых, высокий уровень конкуренции на рынке товаров и услуг. Во-вторых, широким разнообразием других факторов — внешних и внутренних.
Одними из значительных моментов можно назвать влияние цены на формирование финансовых результатов. Поэтому особое внимание нужно уделять вопросу ценообразования на предприятии. Для этого необходимо вводить в организацию маркетинговые службы, которые бы отслеживали спрос товаров и услуг на рынке, уровень конкуренции.