Некоторые примеры совместных программ российских университетов и компаний существуют уже давно, однако сегодня меняются привычные подходы к этим программам и вырабатывается стратегия более продуктивного сотрудничества. Университеты стремятся перейти от существующей модели индивидуального сотрудничества, при которой компании поручают университету конкретную задачу или исследование, к расширенной модели сотрудничества, при которой происходит постоянный обмен знаниями.
Одним из первых примеров кооперации бизнеса и вузов является сотрудничество НИУ ВШЭ с «Яндексом», которое предшествовало открытию факультета компьютерных наук. Так, начиная с 4-го курса сотрудники «Яндекса» обучали студентов в собственной Школе анализа данных, а затем эти студенты становились сотрудниками компании. Однако, как показала практика, такое «доучивание» – не самый эффективный метод. Поэтому позже было решено открыть отдельный факультет компьютерных наук.
Интеграция бизнеса и науки должна стать основой современной экономики. В этом случае университеты предоставят компаниям важные результаты исследований, которые повлияют как на развитие бизнеса, а также на его прибыль. В свою очередь, компании начнут активно финансировать образовательные учреждения и получать еще больше инновационных или исследовательских продуктов.
Другим примером сотрудничества является создание Сбербанком на базе Московского физико-технического института (МФТИ) базовой кафедры – «Банковские информационные технологии». Совместная деятельность Сбербанка и МФТИ направлена на разработку собственных образовательных программ с конкретными примерами, а также на взаимодействие с лучшими вузами страны. Так, студенты кафедры банковских информационных технологий совмещают обучение и работу, максимально погружаясь в специфику своей будущей профессии [1].
В настоящее время существует пять основных областей сотрудничества между университетами и компаниями:
— формирование специальных образовательных программ для подготовки специалистов, обладающих компетенциями, необходимыми для конкретного предприятия;
— управление инновациями и научные исследования – это исследовательская работа от имени компании, проводимая университетами или совместные исследовательские работы. В случае со Сбером, например, речь идет о технологических исследованиях, связанных с машинными данными, искусственным интеллектом;
— прототипирование. Создание производственных образцов в университетах не особенно распространенный формат, однако некоторые технические вузы с производственной базой могут создавать прототипы производственных образцов или даже производить их в небольших количествах. Когда создается новый продукт для «тяжелого» сегмента (B2G или большой B2B), часто оказывается, что его негде тестировать (пилотные проекты запускаются долго и часто не финансируются), а проектные работы в вузе помогают решить эту проблему;
— социальная ответственность. В настоящее время университеты и компании активно сотрудничают в рамках КСО. Это могут быть образовательные мероприятия, мастер-классы и довольно крупные проекты (например, фестивали в регионах);
— создание базовых кафедр. Это одна из самых известных и широко применяемых практик сотрудничества компаний и университетов. Компания создает филиал университета, где студенты (обычно последних курсов) проходят практику, участвуют в семинарах, собирают материли для курсовых и выпускных работ.
Сегодня не существует единых критериев профессионального развития и единой системы оценки потенциальных сотрудников: каждая компания видит свой собственный набор необходимых ей компетенций. Отсутствие у студентов утвержденных навыков и обязательных знаний создает «размытую» картину, которая уже привела к тому, что студенты, овладевшие одними навыками, испытывают значительные пробелы в других. Из-за этого в компаниях возникает необходимость содержания очень разнонаправленных команд, участвующих в создании одного и того же продукта (например, в ИТ-индустрии – это UX-UI, DevOps, разработчики), которые, как правило, не знают, чем занимаются их коллеги из соседних подразделений. Чтобы внутри команд имелось общее понимание их деятельности, образование должно давать знание о разных составляющих частях команды. Данная стратегия позволит понизить time-tomarket продукта и эффективно практиковать ротации сотрудников.
Некоторые компании пока не готовы идти на сотрудничество с вузами. Этому есть много причин: бизнес не до конца понимает, зачем ему стажеры и практиканты, как их оформлять, какие задания поручать, как производить оплату. Частично эти вопросы регулирует законодательство, однако есть и не до конца понятные нюансы [2]. Потому вузам необходим занимать про-активную позицию по отношению к бизнесу: первыми идти на диалог, предлагать программы для взаимодействия.
Отдельная проблема состоит в плохой методической подготовке преподавателей, которые обладают знаниями, но плохо умеют учить. Например, преподавателю необходимо определить систему компетенций ИТ-работника: что он должен уметь и знать на уровне стыка технологий, инженерной и личной культуры. Необходимо понимать, компетенции сотрудника на всех уровнях –инженер/ведущий инженер/начальник отдел. Учебные заведения могли бы перенять эту систему грейдов из бизнеса.
Однако слишком тесное сотрудничество университетов и бизнеса может привести к проблеме – инвесторы из промышленной и финансовой сферы косвенно (иногда и напрямую) будут воздействуют на решения вузовского руководства, влияя на образовательные программы. Например, такая «дружба» вузов и ИТ-индустрии наблюдается в Кремниевой долине.
Технологической индустрии свойственен радикально ускоренный рост (как сказал основатель PayPal Питер Тиль, «устойчивый рост – это вирусный рост»), и сейчас он доминирует в университетской среде. Самые заметные последствия этого «культа роста», которому поддались университеты, касаются перекосов в образовании – учебные заведения сокращают финансирование направлений в пользу тех, которые соответствуют целям экономического роста. Больше всего от этого страдает сфера искусства и гуманитарные науки [3].
Тем не менее, можно ожидать, что разумное взаимодействие между университетами и компаниями улучшит статус и качество высшего образования. Совместное участие в разработке учебных программ, создание кафедр с преподавателями-сотрудниками, презентации и стажировки – помогут решить эту проблему.
Кроме того, сотрудничество с университетами создаст положительную деловую репутацию бизнесу, что крайне важно в нынешних условиях.
Долгое время смысл системы труда, который считался правильным в нашей стране, заключался в том, что каждый человек на своем месте должен был хорошо выполнять свою конкретную функцию.
Однако требования современного рынка диктуют новые правила. Сегодня недостаточно просто создать продукт – он должен отвечать потребностям конкретных пользователей, соотноситься с другими решениями, необходимо понимать, каков его жизненный цикл и финансовая модель реализации. Большая часть российского бизнеса имеет большой пробел в этой области, и все больше компаний считают, что его необходимо восполнить.
Авторы
С.А. Грязнов (1), канд. пед. наук, доцент
Н.С. Грязнов (2), студент
(1) Самарский юридический институт ФСИН России; (2) Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, (Россия, г. Самара)
Библиографический список
- СберУниверситет Сбер и МФТИ создают совместную физтех-школу бизнеса высоких технологий. – URL: https://sbergraduate.ru/news/ (дата обращения: 19.03.2023).
- Юридический форум Бизнес и университеты: как наладить сотрудничество. – URL: https://pravo.ru/lf/story/241681/ (дата обращения: 19.03.2023).
- James Rushing Daniel Higher Ed’s Cult of Growth. An expansionist mind-set could lead to a disastrous future. – URL: https://www.chronicle.com/article/higher-eds-cult-of-growth (дата обращения: 19.03.2023).