Партнерство университетов и бизнеса: формы взаимодействия
Экономика и бизнес
Реклама
  • Главная
  • Развитие бизнеса
  • Управление персоналом
  • Бухгалтерский учет | Налоги
  • Маркетинг
  • Экология
Нет результата
Посмотреть все результаты
  • Главная
  • Развитие бизнеса
  • Управление персоналом
  • Бухгалтерский учет | Налоги
  • Маркетинг
  • Экология
Нет результата
Посмотреть все результаты
Бизнес и экономика
Нет результата
Посмотреть все результаты
Главная Развитие бизнеса

Партнерство университетов и бизнеса: формы взаимодействия

Сегодня современные университеты играют ключевую роль в социально-экономическом развитии страны, поэтому в последнее время все чаще обсуждается вопрос сотрудничества вузов и бизнеса – ведется поиск эффективной модели, способной удовлетворить интересы всех сторон. Статья посвящена развитию партнерских отношений учебных заведений и российских компаний, также автором выделены основные направления взаимодействия вузов и бизнеса.

От Ведущий аналитик
05.06.2023
в Развитие бизнеса
0
Партнерство университетов и бизнеса: формы взаимодействия
0
Поделились
9
Просмотров
Поделиться в VKПоделиться в ОКTwitter

Некоторые примеры совместных программ российских университетов и компаний существуют уже давно, однако сегодня меняются привычные подходы к этим программам и вырабатывается стратегия более продуктивного сотрудничества. Университеты стремятся перейти от существующей модели индивидуального сотрудничества, при которой компании поручают университету конкретную задачу или исследование, к расширенной модели сотрудничества, при которой происходит постоянный обмен знаниями.

Одним из первых примеров кооперации бизнеса и вузов является сотрудничество НИУ ВШЭ с «Яндексом», которое предшествовало открытию факультета компьютерных наук. Так, начиная с 4-го курса сотрудники «Яндекса» обучали студентов в собственной Школе анализа данных, а затем эти студенты становились сотрудниками компании. Однако, как показала практика, такое «доучивание» – не самый эффективный метод. Поэтому позже было решено открыть отдельный факультет компьютерных наук.

Интеграция бизнеса и науки должна стать основой современной экономики. В этом случае университеты предоставят компаниям важные результаты исследований, которые повлияют как на развитие бизнеса, а также на его прибыль. В свою очередь, компании начнут активно финансировать образовательные учреждения и получать еще больше инновационных или исследовательских продуктов.

Другим примером сотрудничества является создание Сбербанком на базе Московского физико-технического института (МФТИ) базовой кафедры – «Банковские информационные технологии». Совместная деятельность Сбербанка и МФТИ направлена на разработку собственных образовательных программ с конкретными примерами, а также на взаимодействие с лучшими вузами страны. Так, студенты кафедры банковских информационных технологий совмещают обучение и работу, максимально погружаясь в специфику своей будущей профессии [1].

В настоящее время существует пять основных областей сотрудничества между университетами и компаниями:

— формирование специальных образовательных программ для подготовки специалистов, обладающих компетенциями, необходимыми для конкретного предприятия;

— управление инновациями и научные исследования – это исследовательская работа от имени компании, проводимая университетами или совместные исследовательские работы. В случае со Сбером, например, речь идет о технологических исследованиях, связанных с машинными данными, искусственным интеллектом;

— прототипирование. Создание производственных образцов в университетах не особенно распространенный формат, однако некоторые технические вузы с производственной базой могут создавать прототипы производственных образцов или даже производить их в небольших количествах. Когда создается новый продукт для «тяжелого» сегмента (B2G или большой B2B), часто оказывается, что его негде тестировать (пилотные проекты запускаются долго и часто не финансируются), а проектные работы в вузе помогают решить эту проблему;

— социальная ответственность. В настоящее время университеты и компании активно сотрудничают в рамках КСО. Это могут быть образовательные мероприятия, мастер-классы и довольно крупные проекты (например, фестивали в регионах);

— создание базовых кафедр. Это одна из самых известных и широко применяемых практик сотрудничества компаний и университетов. Компания создает филиал университета, где студенты (обычно последних курсов) проходят практику, участвуют в семинарах, собирают материли для курсовых и выпускных работ.

Сегодня не существует единых критериев профессионального развития и единой системы оценки потенциальных сотрудников: каждая компания видит  свой собственный набор необходимых ей компетенций. Отсутствие у студентов утвержденных навыков и обязательных знаний создает «размытую» картину, которая уже привела к тому, что студенты, овладевшие одними навыками, испытывают значительные пробелы в других. Из-за этого в компаниях возникает необходимость содержания очень разнонаправленных команд, участвующих в создании одного и того же продукта (например, в ИТ-индустрии – это UX-UI, DevOps, разработчики), которые, как правило, не знают, чем занимаются их коллеги из соседних подразделений. Чтобы внутри команд имелось общее понимание их деятельности, образование должно давать знание о разных составляющих частях команды. Данная стратегия позволит понизить time-tomarket продукта и эффективно практиковать ротации сотрудников.

Некоторые компании пока не готовы идти на сотрудничество с вузами. Этому есть много причин: бизнес не до конца понимает, зачем ему стажеры и практиканты, как их оформлять, какие задания поручать, как производить оплату. Частично эти вопросы регулирует законодательство, однако есть и не до конца понятные нюансы [2]. Потому вузам необходим занимать про-активную позицию по отношению к бизнесу: первыми идти на диалог, предлагать программы для взаимодействия.

Отдельная проблема состоит в плохой методической подготовке преподавателей, которые обладают знаниями, но плохо умеют учить. Например, преподавателю необходимо определить систему компетенций ИТ-работника: что он должен уметь и знать на уровне стыка технологий, инженерной и личной культуры. Необходимо понимать, компетенции сотрудника на всех уровнях –инженер/ведущий инженер/начальник отдел. Учебные заведения могли бы перенять эту систему грейдов из бизнеса.

Однако слишком тесное сотрудничество университетов и бизнеса может привести к проблеме – инвесторы из промышленной и финансовой сферы косвенно (иногда и напрямую) будут воздействуют на решения вузовского руководства, влияя на образовательные программы. Например, такая «дружба» вузов и ИТ-индустрии наблюдается в Кремниевой долине.

Технологической индустрии свойственен радикально ускоренный рост (как сказал основатель PayPal Питер Тиль, «устойчивый рост – это вирусный рост»), и сейчас он доминирует в университетской среде. Самые заметные последствия этого «культа роста», которому поддались университеты, касаются перекосов в образовании – учебные заведения сокращают финансирование направлений в пользу тех, которые соответствуют целям экономического роста. Больше всего от этого страдает сфера искусства и гуманитарные науки [3].

Тем не менее, можно ожидать, что разумное взаимодействие между университетами и компаниями улучшит статус и качество высшего образования. Совместное участие в разработке учебных программ, создание кафедр с преподавателями-сотрудниками, презентации и стажировки – помогут решить эту проблему.

Кроме того, сотрудничество с университетами создаст положительную деловую репутацию бизнесу, что крайне важно в нынешних условиях.

Долгое время смысл системы труда, который считался правильным в нашей стране, заключался в том, что каждый человек на своем месте должен был хорошо выполнять свою конкретную функцию.

Однако требования современного рынка диктуют новые правила. Сегодня недостаточно просто создать продукт – он должен отвечать потребностям конкретных пользователей, соотноситься с другими решениями, необходимо понимать, каков его жизненный цикл и финансовая модель реализации. Большая часть российского бизнеса имеет большой пробел в этой области, и все больше компаний считают, что его необходимо восполнить.

Авторы

С.А. Грязнов (1), канд. пед. наук, доцент

Н.С. Грязнов (2), студент

(1) Самарский юридический институт ФСИН России;  (2) Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, (Россия, г. Самара)

Библиографический список

  1. СберУниверситет Сбер и МФТИ создают совместную физтех-школу бизнеса высоких технологий. – URL: https://sbergraduate.ru/news/ (дата обращения: 19.03.2023).
  2. Юридический форум Бизнес и университеты: как наладить сотрудничество. – URL: https://pravo.ru/lf/story/241681/ (дата обращения: 19.03.2023).
  3. James Rushing Daniel Higher Ed’s Cult of Growth. An expansionist mind-set could lead to a disastrous future. – URL: https://www.chronicle.com/article/higher-eds-cult-of-growth (дата обращения: 19.03.2023).

Похожие записи:

  1. Перспективы и возможности применения искусственного интеллекта в государстве и экономике
  2. Малые предприятия и их развитие в современных российских условиях
  3. Роль электронных платежных систем в процессе цифровой трансформации экономики
Предыдущая статья

Перспективы и возможности применения искусственного интеллекта в государстве и экономике

Следующая статья

Роль планирования в повышении эффективности и конкурентоспособности предприятия

Ведущий аналитик

Следующая статья
Роль планирования в повышении эффективности и конкурентоспособности предприятия

Роль планирования в повышении эффективности и конкурентоспособности предприятия

  • Популярное
  • Комментарии
  • Последнее
Фриланс – что это такое, преимущества и недостатки

Фриланс – что это такое, преимущества и недостатки

26.05.2023
Коммерческие бумаги: понятие, виды, роль в современной экономике

Коммерческие бумаги: понятие, виды, роль в современной экономике

15.01.2023
Что такое агрессивная реклама

Что такое агрессивная реклама

24.01.2023
Японская анимация (аниме) в рекламе

Японская анимация (аниме) в рекламе

08.01.2023
На пути к стартапу

На пути к стартапу

0
Создание идеи

Создание идеи

0
Фундамент для старта

Фундамент для стартапа

0
Оформление бизнес-модели

Оформление бизнес-модели

0
Креативная экономика: проблемы содержания и управления

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

04.05.2024
Управление развитием семейного бизнеса в России

Управление развитием семейного бизнеса в России

04.05.2024
Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

04.05.2024
Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

04.05.2024

Свежие статьи

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

04.05.2024
Управление развитием семейного бизнеса в России

Управление развитием семейного бизнеса в России

04.05.2024
Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

Стратегия финансового менеджмента в деятельности малых предприятий

04.05.2024
Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

Управление бизнес-процессами компании на базе инструментальных средств моделирования

04.05.2024
Бизнес и экономика

Всегда актуальные статьи по актуальным вопросам!

Категории

  • Аудит | Анализ | Контроль
  • Бухгалтерский учет | Налоги
  • Маркетинг
  • Развитие бизнеса
  • Стартап (курс для начинающих)
  • Термины и определения
  • Управление персоналом
  • Финансы
  • Экология

Свежие статьи

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

Креативная экономика: проблемы содержания и управления

04.05.2024
Управление развитием семейного бизнеса в России

Управление развитием семейного бизнеса в России

04.05.2024
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 2022 Экономика и бизнес - информационный портал для предпринимателей.

Нет результата
Посмотреть все результаты

© 2022 Экономика и бизнес - информационный портал для предпринимателей.