Пандемия коронавируса и введенные санкции за период 2020-2022 гг. ведут к нестабильности макроэкономических и социально-экономических процессов. Особенно тяжело приходится субъектам малого предпринимательства. Малым предприятиям достаточно сложно преодолевать такие негативные влияния.
Благодаря своей численности, они обеспечивают более половины рабочих мест и, как следствие, обладают существенным весом в экономике практически любой страны. Структурно они присутствуют во всех отраслях экономики, при этом средние предприятия доминируют в обрабатывающей промышленности, а крупные – в тех видах производств и услуг, которые требуют значительных капиталовложений. Малые предприятия в экономике станы не требует крупных первоначальных инвестиций и обеспечивает высокую оборачиваемость ресурсов. Они способны решать проблемы реструктуризации экономики, формировать и насыщать рынок потребительских товаров и услуг в сложившихся экономических условиях.
В таких обстоятельствах, создание необходимых условий и экономической среды для функционирования малых предприятий как важного звена экономики является одной из приоритетных задач настоящего времени. Согласно опубликованной «Стратегии развития предпринимательства – 2020», малый и средний бизнес был назван главным сектором, обеспечивающим занятость населения, и в то же время – основным источником инноваций и ускоренного экономического роста.
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.
К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские хозяйства. Доход у малых предприятий не должен превышать 800 млн руб. в год и среднесписочная численность за предыдущий год – не более 100 человек.
Процесс создания в России малых предприятий начался в основном в 1988 г. Бурный рост их наблюдался в 1988-1994 гг. В 1995 г., по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в стране составило 877,3 тыс. единиц.
По данным Росстата по итогам переписи малого бизнеса, в 2020 году вели экономическую деятельность 1 млн 411,7 тыс. малых и микропредприятий. В них работали 10 млн 309,3 тыс. человек, выручка составила 4 трлн 948,4 млрд руб., а инвестиции – 1 трлн 898,5 млрд руб. 10 января 2021 году Росреестром была отмечена цифра количества субъектов МСБ – 2 371 915 единиц. К 10 января 2022 года наметился их рост на 57 857, по сравнению с 10 января 2021 г.
Необходимо выделить следующие проблемы развития малых предприятий:
- Нехватка квалифицированных работников. Обычно квалифицированные сотрудники, профессиональные менеджеры переходят на работу в крупную компанию, где заработная плата значительно выше.
- Избыточность контроля малого предприятия. Многочисленные проверки и получение быстрой регистрации стоит для МБ барьером для выхода на новый уровень.
- Многие предприниматели открывают бизнес, не проанализировав все риски внешних факторов. Необходимо чётко понимать, как это может повлиять на общий успех дела в дальнейшем.
- Неквалифицированное руководство. Руководитель должен правильно подобрать коллектив, чтобы иметь возможность делегировать часть своих обязанностей.
- Неправильное распределение денежных средств, которое может привести к банкротству компанию.
- Отсутствие знаний в сфере бизнеса – одна из главных проблем малых предприятий. Важно уметь составить правильный план развития предприятия и следить за изменениями экономики рынка.
- Государство пытается «давать» поддержку малому предпринимательству различными фондами, но такие фонды в первую очередь озабочены собственными проблемами и реальной помощи МБ не оказывают. Поэтому различные информационные системы для облегчения учета денежных средств доступны только крупным компаниям с большим оборот денег, для малого и среднего бизнеса такие информационные системы не окупаются в полном объёме.
- Пандемия и санкции заблокировали возможность экспорта и импорта необходимых товаров, а товары, которые предлагаются — имеют более высокие цены.
Необходимо выделить следующие меры поддержки малых предприятий со стороны государства:
- Финансовая помощь – возможность получения субсидий, льготных кредитов и грантов. Банк России предлагает программы льготного кредитования со ставками не выше 15% для субъектов МБ. Льготный кредит на увеличение оборотных средств, чтобы закупить материалы или товары, оплатить необходимые услуги и т.п. Кредит выдается на срок до 1 года, условия действуют до 30 декабря 2022 г. Сумма, которой может воспользоваться субъект МБ, не должна превышать 300 тыс. руб.
- Введение кредитных каникул. Правительство РФ в своем «Постановлении от 10.03.2022 № 337» перечислило сферы деятельности, которым можно на полгода отсрочить выплату полученных кредитов и процентов по ним. Каникулы распространяются на кредиты, полученные до 1 марта 2022 года.
- Перенос сроков уплаты налогов и сдачи отчетности. Принят новый закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ с поправками в Налоговый кодекс РФ. Правительству РФ и региональным властям дано право сдвигать сроки уплаты налогов и сдачи отчетности для компаний и индивидуальных предприятий. Такое разрешение действует до конца 2022 года. «Зонтичный» механизм предоставления поручительств позволит бизнесу получать кредиты и снижать конечные процентные ставки по ним. Поручительство будет обеспечивать до 50% от суммы кредита, а предприниматель сможет получить его в «одном окне» банка.
- Субсидии из Фонда социального страхования (ФСС) для стимулирования занятости согласно Постановлению Правительства РФ от 13.03.2021 № 362. Имущественные – предоставление государственного имущества и земли безвозмездно или на льготных условиях.
- Мораторий на плановые проверки малых, средних компаний и индивидуальных предприятий. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 366 установило запрет на плановые проверки бизнеса.
- Гарантийные поручительство и/или независимые гарантии, чтобы малый и средний бизнес могли получить кредиты, оборудование в лизинг и другие финансовые ресурсы.
- Информационная, консультационная и иная помощь в переподготовке кадров.
- Поддержка инноваций и научно-технических разработок.
- У предпринимателей появилась возможность приобрести российское программное обеспечение на 50% дешевле. Но для этого нужно соответствовать требованиям по среднесписочной численности работников и доходам.
- Налог на прибыль для IT-компаний снижен с 3% до 0% с 01.01.2022 до 31.12.2024 г.
- Отсрочка от армии для сотрудников IT-компаний до 27 лет. В Указе Президента не указано, на кого будет распространяться отсрочка. На сайте Министерства цифрового развития РФ отмечается, что отсрочка будет распространяться только на IT-специалистов, непосредственно вовлеченных в разработку и внедрение программного обеспечения.
Таким образом, анализ показал, что малые предприятия в России будут расти и развиваться при столь сложных условиях, поскольку государство принимает большое количество мер для поддержки отечественного предпринимательства.