Несомненно, в современных условиях малый бизнес является неотъемлемым элементом конкурентоспособной рыночной системы, без которого экономика и общество в целом не могут стабильно развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает в качестве одного из драйверов экономического и научно – технического прогресса, основного работодателя практически во всех отраслях экономики. В мировой экономике за последние тридцать лет, особенно, в условиях устранения негативного влияния последнего пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 радикально меняются многие теоретические взгляды на роль государства в регулировании экономики и функции малого бизнеса, особенно в индустриальном секторе, в обеспечении высоких темпов экономического развития.
Малый бизнес представляет собой неотъемлемый, объективно необходимый элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Он является вполне самостоятельной и наиболее типичной формой организации экономической жизни со своими особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Его двойственная роль подтверждена результатами анализа присущих малым предприятиям функций, классифицированных на целевые и инструментальные. К целевым функциям, благодаря которым развитие малого бизнеса является одной из макроэкономических задач государства, нами отнесены: его роль сокращении безработицы, ускорении научно- технического прогресса, обеспечение социально-политической стабильности в обществе. А к инструментальным функциям – использование малого предпринимательства в целях ограничения тенденций монополизации экономики, содействие формированию среднего класса, заполнение малоэффективных для крупного бизнеса сегментов рынка.
Мы попытались систематизировать особенности малого бизнеса (МБ) как формы предпринимательской деятельности, в зависимости от области проявления. Так, с позиции организации управления его деятельностью выделяются: единство права собственности и непосредственного управления, личностной характер отношений между хозяином и наемным работником, ключевая роль собственника в стратегическом и оперативном менеджменте. С позиции организации работы МБ на избранном рынке отмечаются: относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, персонифицированный характер отношений между менеджером и клиентами. Наконец, с позиции инвестирования выделяются: наличие двух нетрадиционных для корпоративных структур постоянных источников финансовых ресурсов – специальных форм поддержки со стороны государства и личных средств собственника как физического лица.
Для полного использования экономического и социального потенциала МБ требуется благоприятная внешняя среда. В экономической науке она чаще всего определяется с помощью термина «инфраструктура», трактуемая, например, как «совокупность организационно-правовых форм, опосредующих деловые отношения и увязывающих эти отношения в одно целое». По нашему мнению, такое определение не в полной мере раскрывает внешние факторы, влияющие на МБ. Поэтому мы используем другое понятие – институциональная среда, определяемая как совокупность субъектов экономических и иных отношений МБ, законодательства, регулирующего все аспекты его деятельности, механизмов государственной поддержки.
Выделяют четыре группы факторов внешней среды, которые в наибольшей степени влияют на малый бизнес: состояние экономики и рыночной конъюнктуры, наличие соответствующей инфраструктуры для его развития, политика государства по отношению к малому бизнесу, благоприятную или неблагоприятную социальную среду. Данная градация является наиболее общей, поскольку факторы воздействуют не только непосредственно на малый бизнес, но и на всю экономику республики. Учет такой группы факторов позволяет поставить вопрос об условиях воспроизводства и функционирования малого бизнеса как системы.
Характерные признаки малого бизнеса образуют законченные ориентиры этой системы. Они, по нашему мнению, включают в себя:
- определенную цель, свойственную подавляющему числу экономических систем в рыночных условиях – получение прибыли;
- множество элементов в лице многочисленного слоя мелких собственников, связанных между собой единым корпоративным интересом,
- сохранение, развитие и защита частной собственности;
- определенные границы функционирования системы, связанной с критериальными признаками малого предпринимательства, такими, в частности, как объем продаж и количество занятых, так и привязанность их в основном к локальным рынкам;
- определенные законы поведения, которыми руководствуются представители малого бизнеса, являясь одновременно как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг, что связывает их с большинством населения страны;
- четко сформулированные функции, которые и выражают сущность системы малого бизнеса.
В самом широком смысле под системой понимают замкнутое объективное единство связанных друг с другом компонент, упорядоченных по определенным законам. Все экономические системы способны к развитию при соответствующих институциональных условиях. В процессе ее роста происходит увеличение количественных показателей, в то время как структура системы не меняется. В конечном счете, накопление количественных изменений приводит к неизбежности качественных преобразований, как позитивных (переход в новое состояние с высокой конкурентоспособностью), так и негативных (деградация).
Таким образом, в функционировании каждой из подсистем (малого или крупного предприятия) может наступить момент, когда взаимодействие между ними станет одним из мощных факторов не только выживания и повышения конкурентоспособности товаров и услуг, но и залогом долгосрочной успешной деятельности в будущем.
Большинство малых предприятий действуют на локальных рынках, ориентировано на местных потребителей, изыскивают производственные ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности. То, как на самом деле работает данный субъект малого бизнеса или объект инфраструктуры его поддержки, объективно лучше представляют территориальные структуры управления, чем центральные органы власти.
Поэтому, для анализа реального механизма функционирования малого бизнеса, прежде всего, необходимо определить понятие рынка, который он занимает. Используя различную терминологию, экономисты отмечают его территориальную ограниченность и отличие от аналогичных рынков. Следовательно, общим у всех них является локальность охвата, в рамках которых должно существовать нечто отличающее его от других подобных рынков. Характеризуя такие рынки, необходимо отметить, с одной стороны, их взаимосвязь с национальным рынком, а с другой, – целостность, взаимосвязь и взаимозависимость образующих его элементов, создающих качественное своеобразие данного локального рынка. Системообразующими элементами, формирующими качественную неоднородность подобных локальных рынков, на наш взгляд, являются:
- социально-экономический уровень развития региона, внутри которого проявляются отличия в состоянии отдельных районов, городов и населенных пунктов;
- институциональные особенности условий функционирования малого бизнеса, формирующиеся на уровне региональных рынках;
- уровень развития инфраструктуры, как производственной, так и рыночной, дифференцированный как на уровне регионов, так и их составляющих.
Таким образом, можно говорить, что не только национальный в целом, но и региональные рынки в частности состоят из множества относительно обособленных, локальных местных рынков, слабо связанных между собой, на которых и приходится, по преимуществу, функционировать малому бизнесу. Стратегия и механизмы функционирования малого бизнеса на таких рынках определяются внешними условиями его деятельности, а также мотивацией его поведения и сферой функционирования.