Агрегатор — база данных, которая упрощает пользователям поиск нужных предложений.
Адверт-анализ — анализ рекламы.
АИДА — см. AIDA.
Актор — действующий субъект.
Акционерное общество (АО) — организационно-правовая форма бизнеса, уставный капитал которой разделен между участниками общества на определенное количество акций (ст. 96 Гражданского кодекса РФ).
Бизнес-акселератор — модель инфраструктурной, экспертной, информационной и инвестиционной поддержки бизнес-проектов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки для быстрого выхода на рынок и закрепления своих позиций.
Бизнес-ангел — инвестор, дающий финансовую и экспертную поддержку компаниям, на ранних этапах развития.
Бизнес-модель — описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании.
Бизнес-план — четкая программа действий предприятия, рассчитанная на определенный срок.
Бренд — комплекс ассоциаций, атрибутов и представлений о продукте, заложенный в сознании потребителей.
Брендинг — совокупность действий по созданию и развитию бренда.
Бухгалтерский баланс — сведения об имуществе компании (активах) и источниках его приобретения (пассивах), сгруппированные на отчетную дату в виде таблицы.
Валовая прибыль — разность между объемом продаж и себестоимостью проданной продукции.
ВВП (валовой внутренний продукт) — стоимость всех товаров и услуг, произведенных в одном государстве за определенное количество времени.
Венчурные фонды — фонды, вкладывающие активы в предприятия или проекты на начальном этапе их создания.
Воронка продаж — путь, пройденный потребителем от привлечения его внимания к продукту до момента покупки.
Выручка — доход от деятельности компании, совокупность полученных средств за исполнение услуг или продажу товаров.
Геймификация — использование игровых подходов (широко распространенных в компьютерных играх) для неигровых процессов, что позволяет повысить вовлеченность участников в решение прикладных задач, использование товаров/услуг, повысить лояльность клиентов.
Годовой оборот — доход компании за год; часто используется для обозначения безналичного оборота компании.
Дедлайн — крайний срок, к которому должна быть выполнена конкретная задача.
Демпинг — искусственное занижение цен на товары или услуги с целью укрепления позиций предприятия на рынке.
Диверсификация — распределение сил и средств компании между несколькими направлениями бизнеса.
Емкость рынка — потенциальный размер продаж за определенное количество времени.
Индивидуальный предприниматель (ИП) — физическое лицо, обладающее правом заниматься предпринимательской деятельностью (см.).
Инновация — внедрение качественно нового, более эффективного продукта или организационного метода.
Интеллектуальная собственность — охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (ст. 1225 Гражданского кодекса РФ).
Интерактивный формат — формат, содержащий элемент двустороннего взаимодействия с пользователем, зрителем или читателем.
Капитализация — стоимость экономического объекта, основанная на рыночной цене.
Квест — последовательность тематически взаимосвязанных игровых заданий, ведущих к достижению определенной цели.
Кейс — ситуация из практики, на основе которой разбираются теоретические идеи.
Клиентоориентированность — способность бизнеса вовремя определять желания и потребности клиентов и соответствующим образом адаптировать свой продукт.
Колл-трекинг — совокупность инструментов, позволяющих отслеживать рекламный источник звонка клиента.
Коммерческая концессия — то же, что франшиза (см.).
Контент-маркетинг — совокупность рекламных приемов, которые маркетологи используют для создания и распространения полезной информации для своих клиентов.
Контрагент — физическое или юридическое лицо, которое выступает одной из сторон сделки.
Краудфандинг — коллективное и добровольное сотрудничество людей для финансирования различных проектов.
Лидогенерация — маркетинговая тактика по поиску и привлечению новых клиентов.
Лицензия — подтверждение права осуществлять определенный вид деятельности.
Лояльность покупателей — верность компании.
Маржинальность — показатель рентабельности товара.
Маркетинг — совокупность инструментов и процессов, направленных на создание, распространение и предоставление товара или услуги покупателю.
Массовый юридический адрес — адрес, по которому зарегистрировано более 10 юридических лиц.
Масштабируемость бизнеса — способность фирмы повысить прибыль за счет экстенсивного (количественного) развития, т. е. увеличения выпуска товаров или объема оказываемых услуг.
Мессенджер — система мгновенного обмена электронными сообщениями.
Метрика — показатель, который характеризует тот или иной параметр продукта.
Монетизация — процесс извлечения из-чего либо прибыли.
Мягкие (гибкие) навыки (soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры корпоративных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т. е. не связаны с конкретной предметной областью.
Неэластичный спрос — спрос на товар или услугу, который при изменении их цены значительно не меняется.
Норма прибыли — отношение прибыли к инвестициям, вложенным в бизнес.
Обратная связь (фидбэк) — отзыв (реакция) клиента на информацию или действие компании.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — учрежденное одним или несколькими физическими и/или юридическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли.
Объем продаж — то же, что выручка (см.).
Операционная прибыль — прибыль, которую компания получает от основного вида экономической деятельности.
Операционные затраты — средства, которые компания тратит ежедневно для ведения бизнеса.
Парсинг (parsing — разбор) — процесс сбора, обработки и анализа данных, взятых с сайтов.
Паушальный взнос — фиксированная сумма, которую франчайзи платит на начальном этапе.
Питч-дек — презентация бизнес-проекта потенциальным инвесторам, партнерам, покупателям.
Позиционирование — стратегия компании, направленная на то, чтобы выделяться среди конкурентов благодаря задействованию конкурентных преимуществ.
Порог безубыточности — выручка от реализации товаров и услуг, которая покрывает переменные и постоянные издержки без появления прибыли.
Порог входа на рынок — препятствия, с которыми сталкиваются новыеигроки при появлении на рынке.
Постпродажный сервис — совокупность услуг, которые компания оказывает клиентам после приобретения ими товара или услуги.
Предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 1 Гражданского кодекса РФ).
Предпродажный сервис — совокупность услуг, которые компания оказывает клиентам с целью помощи в приобретении товара или услуги.
Продукт — товар или услуга, которые можно предложить для рынка и которые будут удовлетворять потребности потребителей.
Расчетный счет — счет в банке, который открывает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель для проведения безналичных банковских процедур, таких как безналичная оплата, выставление счетов другим юридическим лицам, закупка товаров у поставщиков и др.
Роялти — ежемесячные платежи за использование товарных знаков и авторских прав.
Себестоимость продукции — сумма затрат на производство и реализацию товаров или услуг.
Сегментирование — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками.
Сетевой эффект — эффект в экономике, при котором ценность товара или услуги для одного пользователя зависит от числа других потребителей данного товара.
Сила покупателя — позиция покупателя по отношению к продавцу, обусловленная степенью зависимости продавца от покупателя.
Сила продавца — позиция продавца по отношению к покупателю, при которой отсутствует альтернатива поставляемым товарам или услугам по схожим условиям.
Система продаж — совокупность всех мер, правил и процедур, принятых в коммерческом подразделении с целью повышения прибыли компании.
Скрипт — сценарий, в котором прописаны последовательности действий для выполнения задачи.
Срок жизни товара — период, началом которого является продажа товара потребителю, а концом — попадание в утиль (по любым причинам).
Стартап — бизнес-проект на начальной стадии до получения регулярного дохода и превращения в стабильную компанию, главным конкурентным преимуществом которого является его уникальная идея.
Таргетированная реклама (от target — цель) — реклама, настроенная на пользователей с конкретными параметрами пола, возраста, образования, интересов и т. д.
Тендер — конкурентная форма отбора предложений на оплачиваемую поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ.
«Теплый» контакт — человек или организация, имеющие первичную заинтересованность в товаре или услуге.
Технология — практически применимое научное знание, которое используется главным образом при внедрении инноваций в бизнес.
Упаковка франшизы — то же, что создание франчайзингового предложения.
Управление персоналом — см. HR.
Фаза рынка — совокупность качественных и количественных показателей рынка на определенный промежуток времени.
Факторы производства — экономические ресурсы, используемые для создания товаров или услуг: труд, земля, капитал и предпринимательские способности.
Фарцовка (сленг.) — подпольная покупка и перепродажа (т. е. запрещенная в СССР спекуляция) товаров зарубежного производства, недоступных или труднодоступных для обычных советских людей.
Фидбэк — то же, что обратная связь (см.).
Фокус-группа — метод маркетингового исследования, при котором компания собирает определенную группу людей из целевой аудитории для проведения интервью и выяснения ответов на важные для бизнеса вопросы.
Франчайзинг — форма лицензирования, когда одна сторона (франчайзер) предоставляет на возмездной основе другой стороне (франчайзи) права, которые позволяют франчайзи действовать от своего имени, используя товарные знаки и бренд франчайзера.
«Холодные» звонки — обзвон отделом продаж потенциальных клиентов, которые ранее не контактировали с компанией.
Целевая аудитория — потенциальные потребители, которые могут быть заинтересованы в каком-либо товаре или услуге.
Ценообразование — процесс формирования цены на определенный товар или услугу.
Эквайринг (от acquire — приобретать, получать) — технология безналичной оплаты товаров и услуг.
Эластичность спроса — выражение колебания спроса, которое возникает от изменения цены на товар или услугу.
Эластичный спрос — спрос на товар или услугу, который сильно меняется при изменении их цены.
Эффект масштаба — снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства.
Юридическая ответственность — неблагоприятные для субъекта последствия несоблюдения им норм права.
Юридический адрес — официальное место нахождения юридического лица.
* * *
AIDA (awareness — осведомленность, interest — интерес, desire — желание, action — действие) — маркетинговая модель, при которой взаимодействие клиента с продуктом происходит поэтапно, «сверху вниз» — от осведомленности к действию.
Brandformance-маркетинг — включает элементы брендинга и performance-маркетинга (см.).
HR (human resources — человеческие ресурсы; то же, что кадры, персонал) — отдел компании, специализирующийся на управлении кадрами.
IPO (initial public offering) — первая публичная продажа акций компании.
KPI (key performance indicator) — ключевой показатель эффективности.
«Mobile first» — подход, при котором сайт адаптируется под мобильные устройства.
MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) — продукт (товар или услуга), который обладает минимальными, но при этом достаточными функциями для удовлетворения первых потребителей.
Performance-маркетинг — маркетинг, основанный на эффективности: рекламодатели платят только при достижении оговоренных целей.
SAM (serviceable addressable market — доступный объем рынка) — доступный объем рынка товаров и услуг в вашем сегменте, доля общего объема рынка (TAM), которая непосредственно связана с целевой аудиторией продукта.
SEO (search engine optimization) — поисковая оптимизация.
SMM (social media marketing) — продвижение в социальных сетях.
SOM (serviceable obtainable market — реально достижимый объем рынка) — объем рынка (доля от SAM), который может занять бизнес с учетом имеющейся стратегии, действий конкурентов и конкурентных преимуществ компании.
TAM (total addressable market — общий объем целевого рынка) — общий доступный рынок.