В настоящее время экономика любой страны существует в условиях сотрудничества с экономикой других стран. Заключается это, в основном, во взаимодействии корпораций разных стран. Данный процесс принято называть глобализацией. Чтобы подробно разобраться откуда же появляется проблема двойного налогообложения необходимо рассмотреть, что же такое глобализация.
В данной статье мы рассматриваем глобализацию как общемировой процесс. Следовательно, глобализация рассматривается, как увеличение экономической взаимозависимости различных стран, которое выражается в росте международных обменов товарами, услугами, финансами, технологиями и появлении общих или сходных по содержанию проблем для различных регионов мира (экологической, продовольственной, демографической, миграционной и т.д.) [1].
Следствием, международной деятельности организаций, является возникновение проблемы двойного налогообложения.
Так, международные компании приобретают возможность расширения рынков сбыта – это даёт стимул для создания новых международных организаций, осуществляющих деятельность на территории двух и более стран. Но наравне с данным плюсом появляется вопрос, как же облагать налогом доходы данных организаций, на территории какой страны, это необходимо производить.
Рассмотрим, что из себя представляет двойное налогообложение. Двойное налогообложение – это обложение активов налогом два раза. Удвоение возникает вследствие того, что налоги взыскиваются двумя государствами в одно и то же время.
Такая ситуация бывает, как правило, если компания получает доходы как в одном, так и в другом государстве [2]. Исходя из данного определения, можно сделать однозначные выводы, что двойное налогообложение препятствует развитию отношений между странами, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью.
Решение проблемы двойного налогообложения каждая страна возлагает на свои налоговые органы, Российская Федерация также не является исключением. Одним из оптимальных решений данной проблемы принято считать международные налоговые соглашения.
В настоящее время стимулирование инвестиционной активности осуществляется, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц. Это происходит, и за счет заключения между странами международных договоров и соглашений, касающихся налогообложения и внутреннего законодательства.
Подписание таких договоров и соглашений приносит пользу странам-нетто импортерам, и странам-донорам капитала, так как происходит увеличение числа иностранных инвесторов и укрепление позиций собственных транснациональных компаний на внешнем рынке [3].
В 1928 году экспертами Лиги Наций были заложены основы сотрудничества между государствами в области налогов, особое значение имели конвенции об избежании двойного налогообложения. Основной целью этих документов было разрешение противоречий в налоговом законодательстве стран в отношении права облагать налогом продукт, который пересекает национальные границы, дохода и капитала, а также определенных физических и юридических лиц [4].
Стоит отметить, что даже налоговые соглашения, которые направлены на урегулирование проблем международного экономического сотрудничества, имеет массу противоречий. Данные противоречия возникают, вследствие желания любой страны обладать налоговым суверенитетом, в соответствии с которым, налоговый орган данной страны будет волен самостоятельно определять объекты налогообложения, а также размеры, сроки и способы их взимания.
Большинство международных договоров и соглашений, обладают следующими механизмами, которые направлены на устранение международного двойного налогообложения:
- Разработка и установление понятийного аппарата, дающего точные формулировки и определения терминов.
- Определение схемы устранения двойного налогообложения, согласно которой каждая страна взимает налог только с определенного вида налога.
- Разработка и внедрение механизма устранения двойного налогообложения в случаях, когда налогообложение всех видов доходов остается за обеими странами.
- Устранение дискриминации налогоплательщика при налогообложении в другой стране.
- Обмен информацией между компетентными органами в целях предотвращения случаев уклонения от уплаты налогов или злоупотребления договорами и соглашениями.
Также стоит рассмотреть подходы, на основе которых основаны процессы разработки механизмов, по устранению международного двойного налогообложения. Выделяют два основных подхода. В основу первого подхода ложится принцип территориальности – это значит, что налогом облагается только тот доход, который был получен непосредственно на территории своей страны, а доход, который был получен за пределами страны, не облагается налогом. В основу второго подхода взят принцип места жительства, либо же места постоянного проживания – это значит, что доход, полученный резидентом, обязательно облагается налогом вне зависимости от места происхождения данного дохода.
Следует отметить, что активными пользователями преимуществ договоров об устранении двойного налогообложения являются компании, зарегистрированные на офшорных территориях, и только в отношении прямых налогов, таких как, например, налог на прибыль и налог на имущество.
Рассматривая российскую практику можно отметить, что наиболее популярные юрисдикции у российских компаний – это: Кипр, Мальта, Люксембург, Нидерланды.
В настоящее время у России заключены налоговые соглашения с 92 странами. Российская сторона уже согласовала новые условия налоговых соглашений с Республикой Кипр, Великим Герцогством Люксембург и Мальтой, однако с Нидерландами договориться не получилось, и Россия вынуждена была запустить процесс денонсации. Денонсация соглашения затронула экономические интересы таких крупных публичных компаний как «Gazprom International», «Yandex», «VEON», «X5 Retail Group».
Очевидным является тот факт, что использование только одного подхода – невозможно, обусловлено это тем, что страны, между которыми происходит экономическое сотрудничество, имеют разный уровень экономического развития, а также имеют разные интересы и векторы развития. Однако, только тесная международная кооперация стран их совместная разработка единого подхода к налогообложению позволит решить проблему двух нынешних подходов. Решение данной проблемы заключается в справедливом налогообложение, которое будет учитывать интересы, как объектов налогообложения, так и субъектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренная в статье проблема остаётся в наше время довольно актуальной. Однако, исправить данную ситуацию можно, если страны будут заинтересованы в согласовании своих налоговых систем. Также стоит обратить внимание на создание системы по урегулированию и согласованию споров в сфере фискальной политики, которые могут возникать в процессе кооперации. Итогом данных действий можно будет ожидать снижение влияния двойного налогообложения на мировую экономику, вследствие чего её будут ожидать положительные изменения.
Авторы
О.А. Герасименко, канд. экон. наук, доцент
Е.В. Дуброва, студент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)
Библиографический список
- StudFiles / Глобализация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6197041/.
- Ассистентус – знает всё о малом бизнесе. Что такое двойное налогообложение. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/dvojnoenalogooblozhenie/
- Герасименко О.А. Влияние ужесточения налоговой политики России на пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении транзитных юрисдикций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 8 (90). – С. 64-67.
- Юрченко О.В., Герасименко О.А. Трансформация соглашений об избежании двойного налогообложения в условиях макроэкономической нестабильности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 4-4 (67). – С. 167-174.