Поставщики логистических услуг сосредоточены на управлении всей цепочкой поставок. Кроме того, современные логистические компании предоставляют дополнительные услуги, такие как таможенное оформление, управление заказами и доставка по городам и узловым сетям. Партнёрские отношения между региональными и международными поставщиками логистики приобретают всё большее значение. Не только специалисты транспортной отрасли знают, что цепочки поставок не всегда работают без сбоев в мире, охваченном кризисами и сбоями. Нехватка энергии и кадров, растущая инфляция, привели к серьёзным сбоям в транспортных сетях по всему миру. Стабильность цепочек поставок находится в центре внимания общественности, как никогда ранее. Эта тема доминировала в новостях до сих пор и в последние месяцы. Этот вопрос также был в центре внимания руководства предприятий. Особенно в начале года многие руководители и менеджеры по логистике задают себе вопросы: каким будет год? Как мы можем подготовиться, чтобы лучше, быстрее и эффективнее реагировать на потенциальные сбои.
В условиях продолжающихся сбоев компании всё меньше понимают устойчивость, как способность просто пережить кризис. Вместо этого важно быть готовым к непредвиденным событиям и сбоям, используя цифровые инструменты и новые корпоративные стратегии, а также своевременно адаптироваться. В новом году этот принцип будет продуман на шаг вперед: основное внимание будет уделяться созданию большего пространства для манёвра. Это даст компаниям возможность использовать альтернативные стратегии и быть более гибкими в реагировании на различные возможные сценарии. Эта «необязательность» возникает, например, в результате «мультишоринга», то есть построения альтернативных отношений с поставщиками для обеспечения доступности даже в случае сбоев в цепочке поставок.
На фоне продолжающейся динамичной геополитической ситуации и роста цен в ранее «дешевых» регионах, таких как Азия, например, компаниям становится всё труднее придерживаться единой стратегии закупок. Впоследствии всё больше и больше компаний будут постепенно стремиться к созданию новых мощностей и рынков в Китае, чтобы иметь возможность стабильно работать в долгосрочной перспективе. Чтобы получить больше гибкости и возможностей для действий, необходимо иметь доступ к всесторонней информации о рынках и процессах в режиме реального времени.
Кроме того, необходимо обеспечить совместимость с цифровыми системами компаний-партнёров. В конечном итоге речь идёт об адаптации технологий, которые доказали свою эффективность. Например, эксперты говорят о 57% перевозчиков в настоящее время используют платформы управления транспортом для поиска дополнительных возможностей, когда их собственная логистическая сеть достигает своих пределов. Приобретая цифровые решения, участники цепочки поставок становятся более способными формировать свою собственную судьбу [1].
Даже если вы столкнетесь с различными внешними факторами, которые могут вызвать дальнейшие сбои. Укрепление сотрудничества между компаниями в транспортной отрасли имеет важное значение для реагирования на вызовы и сбои. Сегодня, как никогда ясно: сотрудничество помогает успешно решать проблемы в логистической отрасли, с этим согласен 71% заинтересованных сторон в цепочке поставок. Однако пока только 17% оценивают степень своего сотрудничества со сторонними поставщиками логистических услуг (3PL) и перевозчиками, как «очень высокую».
Многим компаниям трудно создать действительно совместную сеть, потому что им не хватает правильных решений. Повышение эффективности сотрудничества поможет сократить разрыв в возможностях между компаниями в цепочке поставок. Например, обмен данными имеет решающее значение для улучшения сотрудничества. Это позволяет компаниям разрабатывать устойчивые и в то же время эффективные стратегии цепочки поставок, принимать продуманные решения, работать экономически эффективно, а также сокращать количество «пустых» поездок. Кроме того, нейтральные платформы помогают объединять компании. Это гарантирует, что участники, занимающие разные позиции в цепочке поставок, также будут работать в одном направлении. Однако основное внимание должно быть уделено не только цифровизации, но и необходим гибридный подход, объединяющий технологии и людей. По мнению McKinsey, международной консалтинговой компании, привлечение человеческого фактора в цифровизацию может помочь улучшить коммуникацию, укрепить доверие, а также улучшить сотрудничество в целом.
Благодаря большему доверию и, следовательно, большему сотрудничеству, современные цепочки поставок могут быть оптимизированы. Вот почему всё больше и больше транспортных компаний будут уделять приоритетное внимание расширению сотрудничества. Долгое время транспорт и логистика считались бизнесом B2B. Между тем, тенденция к развитию бизнеса B2B2C или даже чисто B2C становится всё более очевидной. Производители, дистрибьюторы и розничные торговцы стремятся доставить свои товары своей клиентуре в рекордно короткие сроки. Проблема заключается в том, что у грузоотправителей слишком много запасов, а перевозчики в настоящее время работают на пределе возможностей, поскольку нехватка рабочей силы превышает покупательский спрос. Существуют ограничения и в отношении размеров автопарка. Вот почему транспортные и логистические компании должны в первую очередь стремиться к решению следующих вопросов [2]:
- как можно лучше использовать доступное грузовое пространство;
- выявление и устранение даже самых незначительных недостатков, планировать более заблаговременно;
- привлечение новых сотрудников в отрасль посредством стимулов и обучения;
- поиск альтернативных портов, авиационных грузовых узлов и транспортных маршрутов;
- восстановление баланса между рабочей силой и рабочим временем.
Кроме того, некоторые компании будут стремиться расширить свою рабочую силу или создать собственные дистрибьюторские сети. Однако те, кто предпочитает поддерживать отношения со сторонними поставщиками логистических услуг (3PL) и крупными грузоотправителями, будут ещё больше стремиться к сотрудничеству в будущем.
Самые передовые компании будут и дальше продвигаться вперед в области устойчивого развития, но с несколько иной направленностью. Опять же, данные имеют решающее значение. Только после того, как компании начнут собирать свои данные на разных предприятиях и сравнивать их с оценками, полученными из межотраслевых сетей, они смогут сосредоточиться на том, что важно, и действовать более эффективно. Дальновидные логистические компании осознают это обстоятельство и начнут планировать свои инвестиции в устойчивое развитие в более долгосрочной перспективе. Таким образом, сегодняшние пилотные проекты станут отраслевыми стандартами завтрашнего дня. 2022 год стал особенно ярким свидетельством структурной неэффективности глобальных цепочек поставок. От колебаний цен до растущего давления затрат и осознания отсутствия единой концепции решения проблемы цифровизации – это явно был трудный год. Однако 2023 год открывает новые возможности: с правильными инструментами и сетями специалисты в области логистики будут полностью подготовлены к решению новых задач.
Цифровизация логистики набирает обороты. Поставщики услуг работают для всей экономики, чтобы обезопасить глобальные цепочки поставок, восполнить нехватку квалифицированных кадров и принять более решительные меры по борьбе с изменением климата. Для этого они делают ставку на автоматизацию и оцифровку. По этому пути отрасль также продвигается в новые технологические области. Сегодня существуют технологии, которые могут сказать любому участнику цепочки поставок, сколько времени это должно занять и сколько времени на самом деле потребуется для доставки товаров с первого километра до последнего. Люди и системы должны иметь возможность общаться друг с другом и доверительно обмениваться информацией в режиме реального времени. Если что-то однажды не сработает, эти технологии могут помочь понять причины этого – и даже сказать, что нужно, чтобы всё вернулось на круги своя. Транспортно-логистические компании должны внедрить такие решения, как можно скорее. Понять, что происходит, почему это происходит и что делать в случае сбоя, очень просто с помощью правильного искусственного интеллекта, машинного обучения, радиочастотной идентификации, электронных регистраторов данных и других передовых технологий визуализации и отслеживания.
Когда компании смогут определять точное местоположение каждого груза в режиме реального времени, им будет легче согласовывать (небольшое количество) рабочей силы с (высоким) спросом и заблаговременно информировать клиентов о предстоящих прибытиях, чтобы они тоже могли быть уверены в наличии рабочей силы и места. Другими словами, нужно добиться того, что, когда координация и организация цепочки поставок станут простыми, понятными и в некоторой степени автоматизированными. Автономные грузовики, информационные очки и грузовые дроны: три примера, которые показывают, как далеко логистика уже продвинулась на пути автоматизации и оцифровки. Это важные технологии, которые необходимы экономическому сектору для успешного решения задач будущего. Нехватка квалифицированных кадров, ограниченная инфраструктура и изменение климата заставили переосмыслить ситуацию, и специалисты по логистике ищут новые, креативные решения в ответ на эти проблемы. При этом используются современные технологии, позволяющие создать цифровую цепочку поставок и новые бизнес-модели: [4]
- самообучающиеся логистические платформы;
- гуманоидные автономные роботы;
- самоходные грузовики, фургоны, железные дороги и корабли;
- автоматические контейнерные терминалы и склады.
Используя эти сложные подходы, вы перекинете мост от задач настоящего к целям будущего в логистической отрасли. Основные подходы к оптимизации процессов исходят из цифровизации.
Именно здесь значение термина «общая экономика» становится всё более популярным: среди прочего, с помощью облачных систем многие организации совместно используют важные ресурсы, которые они вряд ли могли бы финансировать самостоятельно. В частности, логистическим платформам удаётся объединить перевозки и сократить количество перемещений товаров. Например, электронная коммерция всё лучше и лучше представляет свои продукты в Интернете, тем самым предотвращая неправильные покупки и ненужные возвраты.
Вспомогательные технологии, такие как визуальный контроль и защита данных, также улучшают процесс комплектации и предотвращают сбои в процессе. Таким образом, в этой области, помимо руководства, сотрудники теперь гораздо лучше знакомы с цифровыми технологиями, чем всего несколько лет назад. Кроме того, являясь интерфейсом между конечными потребителями и логистическими сетями, платформы позволяют создавать новые бизнес-модели, такие как автоматическая диспетчеризация без обработки грузов, заменяя физические процессы с помощью интеллектуального программного обеспечения и высокой вычислительной мощности. В то время, как нехватка водителей грузовиков уже достигает масштабов, ограничивающих рост торговли и промышленности, производители транспортных средств, стартапы и поставщики логистических услуг работают над созданием автономных транспортных средств. Ожидается, что вскоре они самостоятельно займутся перевозками на дальние расстояния, что, кроме того, облегчит дорожное движение за счёт дополнительных ночных поездок.
Для доставки уже проходят испытания автономные системы, вплоть до грузовых беспилотников для международных перевозок с дальностью полета 2500 километров и грузоподъёмностью 350 килограммов. Самоходные поезда и баржи, заходящие на автоматические контейнерные терминалы, также уже находятся на пороге регулярных операций. «Интралогистика» продвинулась особенно далеко в направлении автоматизации. Здесь все больше и больше так называемых автономных мобильных роботов (AMR) встают на сторону крупных автоматизированных логистических объектов [3].
Теперь они оснащены недорогими, высокопроизводительными технологиями управления и могут полностью автономно перемещаться по логистическим объектам с помощью 3D-оптики, а также датчиков. Там они оптимизируют материальный поток с помощью искусственного интеллекта (ИИ) и методов машинного обучения. Кроме того, в рамках сетевого сотрудничества, также можно координировать управление, ускорять процесс комплектации и повышать качество процессов. Они также доступны круглосуточно, в том числе в пик сезона, а также во время праздников. Таким образом, вы можете легко компенсировать возросшие потребности в персонале. Как отдельные мобильные устройства, они снижают инвестиционные затраты и быстро приносят окупаемость инвестиций (ROI). Даже в тех областях, где машины ещё не могут выполнять задачи самостоятельно, такие технологии, как экзоскелеты, призваны облегчить людям выполнение тяжелых задач и сократить до 40% необходимое количество усилий, затрачиваемых на логистические процессы. Многие решения будущего в логистике уже находятся на стадии тестирования или, по крайней мере, находятся за пределами концептуальной стадии. В основе технологических инноваций лежат автоматизация и цифровизация. Чем больше информации о планируемых перевозках будет доступно всё раньше и раньше, тем лучше будет возможность оптимизировать перевозки даже в целом с экономической точки зрения. Уже сегодня ИИ учится на настоящем для будущего.
Авторы
Золкин Е.Ю., кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский институт, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы в г. Пятигорске,
Кувшинов А.Н., старший преподаватель, Пятигорский государственный университет
Для цитирования: Золкин Е.Ю., Кувшинов А.Н. Транспортно-логистическая инфраструктура, современные тенденции её развития // Russian Economic Bulletin. 2023. Том 6. № 6. С. 225 – 229.
Литература
- Головина Ю.Е., Михайлюк О.В., Золкин Е.Ю., Кувшинов А.Н. Пятигорск, 2022. Операционная деятельность в логистике. 88 с.
- Управление перевозками Ч. 1. / Бизнес-энциклопедия. Серия: «Бизнес без проблем». СПб.: «Деловой Петербург», 2023. С. 47 – 58.
- Вострикова Е.О., Мешкова А.П. Транспортно-логистическая инфраструктура, как фактор устойчивого развития региона // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5. № 3. С. 374 – 378.
- Режим доступа: http://lscm.ru/index.php/ru/po-godam/item/799