В настоящее время в условиях санкционного давления со стороны США и Западной Европы России необходимо искать новые взаимовыгодные отношения с другими странами. Складывающиеся отношения со странами Ближнего Востока создают предпосылки к совместному развитию с учетом глобализации. Прогрессивное развитие торгово-экономических отношений между странами создает предпосылки к появлению ресурсно-инновационного союза. Такой союз, как известно, подкреплен сосредоточением в одной точке большей части мировых запасов нефти и газа. Процесс формирования модели «многополярного» мира ускорится путем разработки перспективных направлений сотрудничества и сохранения ранее намеченного курса на укрепление внешнеэкономического партнерства России и стран Ближнего Востока.
Основными перспективными направлениями торгово-экономического сотрудничества России и Ближнего Востока, способствующими проведению внешнеторговой политики, являются: объединения в региональные экономические союзы, урегулирование политических отношений, увеличение ассортимента и объемов взаимных товарных потоков.
Создание долгосрочного геополитического и экономического союза путем стабилизации отношений с региональным объединением Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее – ССАГПЗ) является первостепенным перспективным направлением торгово-экономического сотрудничества. Развитие сотрудничества начинается с Королевства Бахрейн, выразившего согласие на взаимодействие в различных областях с государственной корпорацией «Ростех». В связи со своим выгодным экономическим положением, включающим инвестиционную среду, стратегическое положение и наличие разветвлённой транспортной сети с близлежащими странами, Королевство Бахрейн является проводником в регион Персидского залива. Регион Персидского залива, включающий такие страны как Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Оман и Королевство Бахрейн, это не только главный экспортер нефти и газа, но и крупнейший глобальный финансовый центр. Торгово-экономическое сотрудничество, топливно-энергетический сектор, агропромышленный комплекс и инвестиции – наиболее перспективные направления сотрудничества России и ССАГПЗ.
Увеличение товарооборота России и стран Персидского залива возможно с увеличением участия таких российских структур, как регионы России, Российский экспортный центр, Российский фонд прямых инвестиций, Агентство стратегических инициатив, Межправительственная комиссия России и стран ССАГПЗ, Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк и др.
Мировой рынок нефти улучшил состояние за счет сотрудничества России со странами ССАГПЗ и за счет нынешнего сотрудничество с Саудовской Аравией, в формате «ОПЕК+». Участие России в формате «ОПЕК+» дало возможность решить вопрос урегулирования мирового энергетического рынка, а также поиска компромиссов усиления сближения, способствующих стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Кроме того, данное взаимодействие приведет к устойчивому социально-экономическому развитию России и стран-производителей нефти.
Взаимоотношения Саудовской Аравии и России начались с подписания во время саммита G-20 совместного заявления о стабилизации рынка. В рамках развития двухстороннего сотрудничества планируется строительство нефтехимического завода в Саудовской Аравии стоимостью в 1,1 млрд. долл. США по заключенному соглашению между национальной нефтяной компанией Саудовской Аравии «Saudi Aramco » и российской нефтехимической компании «Сибур».
Кроме того, продолжает развиваться сотрудничество между Россией и ОАЭ направленное на устранение барьеров в торгово-экономических отношениях и решение проектов в области промышленной кооперации. Также отмечены приоритетные сферы двухстороннего сотрудничества: автомобильная промышленность, гражданская авиация, оборудование для нефтегазовой отрасли, военно-технический комплекс, информационные и телекоммуникационные технологии, агропромышленный комплекс.
Актуальными проблемами для стран Персидского залива на сегодняшний день остаются вопрос продовольственной безопасности и импортозависимость от продовольственных товаров. Таким образом, решением данных проблем является создание совместных предприятий в сфере агропромышленного комплекса. В особенности, создание зерновых хабов и дальнейшей поставки зерна на Ближний Восток.
Отметим, что заинтересованность России в продвижении стратегических интересов со странами Ближнего Востока отражается в наращивании инвестиционного и, как следствие, внешнеторгового сотрудничества. Страны Персидского залива в настоящее время являются основными инвесторами на Ближнем Востоке. Однако для поддержания благоприятной инвестиционной среды необходима двусторонняя направленность. Для того чтобы арабские инвестиции продолжали привлекаться в Россию, Россия должна инвестировать в страны Персидского Залива, особенно в промышленность, нефтегазовый аграрный сектор, телекоммуникации, здравоохранение и туризм.
Заканчивая рассмотрение перспектив сотрудничества России со странами ССАГПЗ, необходимо выделить следующие возможные направления дальнейшего взаимодействия:
- Направление, связанное с алюминием, поскольку Россия занимает второе место в мире по производству.
- Межгосударственная охрана экономической и, прежде всего, энергетической безопасности в регионе.
- Нефтегазовая промышленность.
- Сосредоточение производства продукции военно-гражданского использования в одном месте.
- Расширение экономики для снижения зависимости от нестабильного экспорта нефти.
Все более очевидным и крупномасштабным становится экономическое сближение России и Иордании. На Ближнем Востоке Иордания играет весьма важную роль, обусловленную как своим географическим положением в центре Арабского мира, так и проводимой внутренней и внешней политикой. В настоящее время экономика Иордании основывается на таких отраслях, как горнодобывающая, сельское хозяйство, туризм, медицина и фармацевтика. В связи с этим у России возникают следующие возможности сотрудничества в горнодобывающей промышленности и энергетике:
- Поставка, обслуживание и ремонт оборудования для перерабатывающей промышленности и энергетики (оборудование электрогенерирующих станций и альтернативной энергетики).
- Участие в создание предприятий перерабатывающей промышленности, в строительстве и обслуживании системы электроснабжения, в строительстве биогазовых станций, участие в создании нового консорциума автозаправочных станций и хранилищ – в сотрудничестве с Ассоциацией владельцев автозаправок Иордании и др.
В отношении развития сферы водных ресурсов Иордании возможны такие перспективные направления торгово-экономического сотрудничества как поставка современного водонасосного, водо-измерительного оборудования и участие в проектах строительства водохранилищ, каналов водоснабжения, замены водоизмерительного оборудования.
Возможно сотрудничество в секторе строительства и строительных материалов, а именно, участие в строительстве жилых и муниципальных объектов, в проектировании, поставке техники и материалов, в строительстве и управлении предприятий молочной промышленности.
Путем сотрудничества с Россией Иордания улучшит сферу медицины и фармацевтики за счет регистрации российских фармпрепаратов, поставки лекарств, материалов и оборудования, а также создания совместных предприятий по производству лекарственных препаратов, требуемых российской и иорданской медицине.
Следующим перспективным направлением торгово-экономического сотрудничества России и стран Ближнего Востока является переход на взаимные расчеты в национальных валютах, который приведет к ускоренному росту объемов торговли между странами. В данном направлении большую роль играет взаимодействие финансовых институтов и Центральных банков России и стран Ближнего Востока.
Главным партнером России на Ближнем Востоке остается Турция. На сегодняшний день энергетическое сотрудничество является ключевой сферой двухсторонних отношений. Во-первых, начинается быстрое развитие Черноморского региона в связи с вводом в эксплуатацию «Турецкого потока». Проект уже показал эффективность взаимодействия с Турцией в решение сложных задач, что отразилось на важности Турции в геополитическом положении. Во-вторых, реализуется один из приоритетных в области военного сотрудничества двух стран контракт на поставку Турции комплексов С-400. В-третьих, в Турции строится российской госкорпорацией «Росатом» АЭС «Аккую», которая при успешном завершении повысит имидж России в атомной энергетике и даст возможность строить аналогичные АЭС в странах ближневосточного региона.
Важной точкой соприкосновения продолжают оставаться торгово-инвестиционные связи, заметно прибавившие в темпах и объеме. До 2021 товарооборот увеличивался в динамике и в 2021 году составил 33 млрд. долл. США. Благодаря Российско-турецкому деловому совету, Российскому фонду прямых инвестиций, Турецкому суверенному фонду, активно устанавливаются прямые контакты между бизнесом двух государств и создаются инвестиционные платформы. Объем взаимных инвестиций увеличивается и превышает 20 млрд. долл. США.
Еще одним перспективным направлением сотрудничества для увеличения объемов взаимной торговли является подготовка договора о взаимном сотрудничестве России и Ирана. В настоящее время активно обсуждаются совместные российско-иранские проекты в электроэнергетике, модернизации ряда тепло- и электростанций, взаимодействии в нефтяной сфере, а также по электрификации железнодорожной сети, строительстве АЭС «Бушер». Есть еще ряд проектов, по которым ведутся предварительные переговоры в области энергетики, нефтегазовой отрасли, сфере транспорта, горнодобывающем секторе и др. Для России Иран в перспективе предоставляет возможность для реализации товаров промышленного производства.
Однако существуют противоречия в сотрудничестве между Россией и Ближним Востоком, которые оказывают влияние на товарные потоки региона. Россия оказывает доминирующее положение в принятие стратегических решений странами Ближнего Востока. В связи с этим, активно продолжается обсуждение присутствия США в Сирии. Ослабление такого присутствия возможно путем укрепления взаимоотношений с Турцией, Израилем и Ираном. В свою очередь, возникают проблемы между Израилем и Ираном, находящимися в состоянии холодной войны. Поэтому Россия сохраняет дружеские отношения с представителями двух стран.
Одним из путей поддерживания дружеских связей является создание зон свободной торговли. Создание зоны свободной торговли России с Израилем урегулирует вопросы двухстороннего сотрудничества, в частности активизирует торгово-экономическое взаимодействие. Что касается соглашения с Ираном, то в перспективе стоит открытие транспортных ворот на юг и Индийского направления, но только после стабилизации армяно-азербайджанского конфликта, решения вопроса о железнодорожном узле на Южном Кавказе и интеграцией его с транспортной инфраструктурой Ирана.
Таким образом, не смотря на имеющиеся проблемы во взаимоотношениях, Россия старается применять индивидуальный подход к каждой стране Ближнего Востока. Путем проведения деловых переговоров и заключения соглашений, Россия и страны Ближнего Востока стремятся к формированию «многополярного» мира. В перспективе возможно создание прочного экономического союза между Россией и ближневосточным регионом скрепленного основными ресурсами (природными, финансовыми, человеческими и технологическими), а также значительным военным потенциалом.