Инновации создают ценность, укрепляют позиции на рынке и формируют конкурентные преимущества. Поэтому они рассматриваются в качестве важнейшего источника экономического успеха как отдельных компаний и отраслей промышленности, так и экономических систем в целом, в постоянно меняющихся рыночных условиях. Однако, в то же время, инновации обходятся дорого. Например, только в 2021 году Apple инвестировала в исследования и разработки 16,78 миллиарда долларов. Это составило около 46% общих операционных расходов компании и примерно 2,6% общих доходов [1].
В большинстве стран мира и отраслей промышленности существует развитая система финансовых инструментов для стимулирования инноваций, разработки новых технологий, проведения научно-исследовательских работ. Эти инструменты охватывают передовые финансовые решения как внутри страны, так и возможности привлечения капитала за рубежом. Многообразие доступных инструментов становится еще более сложным, если учесть, что в каждой стране местные и региональные органы власти имеют право разрабатывать свои собственные программы поддержки. Более того, режимы стимулирования постоянно меняются в соответствии с трансформациями политического и социального ландшафта, развитием цифровой экономики.
Правительства направляют крупные суммы государственных средств на расширение базы научно-технических знаний, чтобы уменьшить неопределенность, заменить неэффективные рынки путем распределения рисков и затрат и разработать способы преодоления современных вызовов нового тысячелетия, связанных с необходимостью уменьшения углеродного следа и сохранением окружающей среды. За последние несколько десятилетий эволюция современной политики содействия и стимулирования инноваций привела к появлению все более сложного комплекса мер и программ. Например, база данных INNO-policy Trendchart, которая аккумулирует информацию о способах поддержки инновационной политики в Европе, насчитывала более 1000 мер в 2019 г. по сравнению с менее чем 200 в 1995 г. [2]. Различные налоговые стимулы и меры субсидирования инноваций вводятся с целью поощрения частных фирм к осуществлению проектов НИОКР. Так, в период 2013-2021 годов на инструменты государственной финансовой поддержки инноваций приходилось почти 70% всех затрат, выделенных для проведения НИОКР, которые были запланированы в странах ОЭСР, в форме грантов, покупки услуг НИОКР и налоговых льгот [1].
Но, хотя инновации считаются критически важной темой, управление ими и меры стимулирования субъектов хозяйствования к продуцированию передовых решений по-прежнему остаются одной из самых сложных задач, необходимость решения которой и обуславливает выбор темы данной статьи.
Исследованию методологических основ инвестиционного обеспечения инновационной активности посвящены работы таких авторов как Карпушина К.К., Сумароков Е.В., Рамзаев В.М., Dahlstrand, A., Cetindamar, D., Zhang, Y.
Сравнительному анализу различных подходов к поддержке и стимулированию инноваций, повышению их результативности и отдачи уделяют свое внимание такие исследователи как: Булатова В.Б., Кокорина А.А., Бадеев А.В., Lee, Jaesik, Lee, Chulung; Kim, Jaejin, Kim, Seiho.
В то же время, несмотря на значительное количество фундаментальных исследований, в которых раскрываются вопросы поиска и выработки эффективных форм и методов поддержки инноваций и интенсификации их развития, в настоящее время существует потребность в комплексном обосновании способности государственных и частных инвесторов обеспечить инновационный рост с учетом особенностей и динамического характера мировых экономических отношений.
Таким образом, цель статьи заключается в проведении анализа наиболее прогрессивных и результативных финансовых инструментов стимулирования инноваций.
Анализ опыта некоторых стран мира свидетельствует о том, что правительства стремятся поощрять инновации, согласовывая налоговую систему и законы о бизнесе с культурой предпринимательства и принятия рисков. Это обуславливает существование на сегодняшний день традиционных способов стимулирования инноваций, основанных на неоклассическом подходе, ориентированном на провалы рынка (таких как субсидии и налоговые кредиты), и так называемых «мягких мер» и непринудительных инструментов политики, отражающих распространение эволюционной, системной практики управления. Примерами мягких инструментов являются сети, фонды, государственно-частные партнерства, основанные на разделении затрат и т.д. «Мягким мерам» в последнее время отдается все большее предпочтение, они сосредоточены на создании и поддержании инновационных сетей.
Рассмотрим более подробно наиболее действенные меры из каждой группы.
Традиционные финансовые инструменты
В данном комплексе мер, прежде всего, следует отметить налоговые льготы для инвесторов на ранних стадиях разработки инновационных проектов, которые обеспечивают льготный налоговый режим для инвестиций, сделанных в отвечающие требованиям инновационные компании на ранних стадиях, например, в такие как стартапы с высоким уровнем дохода.
В качестве примера можно привести налоговые льготы, действующие в Австралии:
- 20-процентный невозмещаемый зачет налога на будущее по суммам, инвестированным в отвечающие требованиям проекты, с предельным размером 200 000 долларов США на инвестора в год;
- 10-летнее освобождение от налога на прирост капитала для инвестиций, удерживаемых в качестве акций в течение не менее 12 месяцев, при условии, что принадлежащие акции составляют не более 30% процентов доли в инновационной компании [3].
Налоговые льготы призваны продвигать инновационную культуру, связывая соответствующие начинающие компании с инвесторами, которые имеют как необходимые средства, так и опыт ведения бизнеса, чтобы помочь предпринимателям в развитии успешных инновационных проектов, особенно на этапе до коммерциализации, когда концепция находится в стадии разработки, но при этом требуются дополнительные инвестиции для вывода ее на рынок.
Преимущества налоговых льгот заключаются в следующем: во-первых, они увеличивают чистый денежный поток предприятий, чтобы у них было достаточно средств для инвестиций в НИОКР и повышения эффективности их инновационной деятельности. Во-вторых, налоговые льготы имеют хороший информационный эффект. Поскольку это посылает положительный сигнал финансовым учреждениям и частным инвесторам, в результате чего субъект хозяйствования может привлекать больше инвестиций в социальный капитал.
В отличие от налоговых льгот, открытых для широкого круга предпринимателей, прямая государственная поддержка или субсидии зависит от одобрения заявки, которую фирма подает в государственное учреждение, предоставляющее субсидию. Поэтому подготовка проектного предложения не является простой и бесплатной процедурой, а требует затрат времени квалифицированного персонала.
Например, в Великобритании существует две схемы предоставления субсидий для продвижения инноваций:
- схема малого и среднего бизнеса – государство покрывает около 33% квалифицируемых расходов на проведение исследований и разработку новых продуктов;
- схема для крупных компаний – государство компенсирует 10,5% квалифицируемых расходов [4].
В итоге, можно отметь, что хотя по своей природе субсидирование нейтрально по отношению к рынку, таким образом, что все предприятия могут подать заявку на субсидию, однако на выделение средств из государственных фондов по факту могут претендовать только фирмы, которые занимаются высокоинновационными исследованиями, с высоким риском и/или потенциалом большого побочного эффекта.
В общем плане стабильные и предсказуемые традиционные финансовые инструменты и стимулы оказывают более сильное влияние на интенсивность инноваций, поскольку компании планируют расходы и распределяют ресурсы между определенными периодами времени. Однако сила и отдача налоговых стимулов для НИОКР, субсидий в решении проблемы финансирования инноваций снижается, если эти меры нестабильны, непредсказуемы и не подлежат возмещению или если существует временной лаг между расходами на НИОКР и получением налоговых кредитов для их проведения.
«Мягкие меры»
Особое значение из числа непрямых инструментов по стимулированию инноваций на сегодняшний день занимают Сети передачи знаний. Сеть передачи знаний предлагает отраслевую тематическую поддержку предприятий, которая призвана помочь им:
- понимать и получать доступ к международному финансированию;
- строить национальные и международные исследовательские и инновационные партнерства;
- общаться с предприятиями и экспертами за пределами их обычных сетей и отраслей;
- ускорить разработку и эксплуатацию инновационных идей;
- указать на другие полезные источники поддержки бизнеса.
Также достаточно эффективным инструментом поддержки и стимулирования инноваций являются грантовые программы. Гранты обычно предназначены для проектов, которые могут предоставить доказательства значительного потенциала для увеличения доли рынка или же для создания экономического эффекта и экспорта [5].
Для того, чтобы воспользоваться данной формой поддержки предприятию необходимо иметь в своем распоряжении либо:
- идею совершенно нового продукта, услуги или процесса;
- предложение о кардинальном новом или беспрецедентном использовании существующего продукта, услуги или процесса, которое выходит за рамки того, что доступно в настоящее время.
При этом следует отметить, что гранты обычно не ограничиваются какой-либо конкретной отраслью или технологической областью.
Новым финансовым инструментом в поддержке инноваций является инновационный ваучер. Программа инновационных ваучеров была разработана для установления связей между поставщиками знаний, которые финансируются государством (т.е. высшими учебными заведениями, государственными исследовательскими организациями) и малым бизнесом. Инновационные ваучеры на сумму от 5000 до 15000 евро предназначены для помощи компаниям в изучении деловых возможностей или проблем с зарегистрированным поставщиком знаний.
Таким образом, резюмируя результаты проведенного исследования можно отметить, что сегодня государствами, местными органами власти, а также транснациональными образованиями используется широкий спектр финансовых стимулов для поддержки инноваций, который включает в себя налоговые льготы и субсидии, специализированные фонды и сети, инновационные ваучеры. Использование того или иного инструмента поддержки зависит от особенностей инновационной фирмы, ее специфики, преследуемых целей и возможностей.
Автор
Ромась Е.В., кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Для цитирования: Ромась Е.В. Финансовые инструменты стимулирования инноваций // Russian Economic Bulletin. 2023. Том 6. № 3. С. 202 – 205.
Литература
- Ермоловская О.Ю. Особенности финансирования инновационных компаний в России // Самоуправ-ление. 2022. № 1 (129). С. 240 – 243.
- Reflexive expectations in innovation financing: An analysis of venture capital as a mode of valuation // Social studies of science. 2023. № 1. P. 29 – 48.
- A new European innovation agenda: enabling innovation through innovation procurement. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2023. 187 р.
- Яковлев Е.О. Характеристики стартапов, сравнительный обзор российских и зарубежных акселераторов и способы финансирования инновационных компаний // Инновации и инвестиции. 2021. № 2. С. 230 – 232.
- Яшин С.Н., Коробова Ю.С., Захарова Ю.В. Проблемы финансирования и результативности инновационной деятельности // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13. № 1. С. 69 – 77.